Познание – это целенаправленный процесс взаимодействия с окружающей реальностью, результатом которого является выявление новых свойств и качеств изучаемого объекта.
Гносеология и значение познания
Познание представляет собой один из способов активного взаимоотношения с миром, трансформации и обогащения представлений об окружающей реальности. Познание представляет собой один из эволюционных механизмов адаптации, приспособления к миру и присуще не только человеку – животные, в первую очередь млекопитающие и некоторые птицы, находящиеся на стадии зачатков интеллекта также познают окружающий мир и способны решать различные задачи, на основании ранее приобретенного опыта. Однако человеческие возможности в организации познания безусловно выходят далеко за пределы познания животных.
На протяжении всей своей истории человечество познает мир в той или иной форме и расширяет свое представление о нем. Однако вопросы познания впервые были четко сформулированы как самостоятельные и само ценностные именно в философии. Эти вопросы касаются самого процесса познания – как познается мир, с помощью чего, как можно определить истинность или ложность полученных представлений, что именно познает человек исследуя реальность и т.д. и составляют такую область философии как гносеология.
Вопросы познания были поставлены еще древними философами во время их спонсоров о первоначалах мира, и исчерпывающий ответ, равно как и дискуссия вокруг них не прекращалась все время существования философии и продолжается до сих пор. Актуальность гносеологической проблематики обусловлена тем, что познание напрямую влияет на развитие человеческого общества. Наука как высший способ познания, позволила широко раздвинуть переделы человеческих представлений о реальности, а также подчинить человеку силы природы, создать технологии, меняющие человеческое общество, быт и жизнь человека.
Проблема познаваемости мира
Одним из главных вопросов гносеологии является вопрос о познаваемости мира. Он был сформулирован еще античными авторами, тогда же сложились и основные походы к его решению:
- познавательный оптимизм,
- познавательный пессимизм,
- скептицизм.
Познавательный оптимизм основывается на убеждении в безграничности познавательной способности человека. Хотя мир огромен и сложен, последовательно подходя к процессу его изучения человек способен в конечном итоге познать все явления окружающей реальности, выявить и описать, и проникнуть в сущность всех объектов, процессов, закономерностей, определяющих существование вселенной. Сторонники познавательного оптимизма признают, что в настоящее время знание человека о мире далеко от своей завершенности, но видят в этом не причину для разочарования в познании, но напротив, мотивацию к его дальнейшему изучению, рассматривая познание как одну из величайших ценностей человечества.
Агностицизм или познавательный пессимизм напротив отрицает способность человека познать мир. Различными философами приводятся разные аргументы – мир нельзя познать в принципе, человеческие представления о мире никогда не будут соответствовать реальности, каждый человек строит свой образ мира, каждый из которых не эквивалентен другому и самому миру и т.д.
Позиция скептицизма не отрицает возможности познания мира, однако ставит под сомнение истинность тех знаний, а также методов, которые существуют для этого. Крайним выражением скептицизма является релятивизм, предполагающий полную относительность всех знаний, убеждений, законов и т.д. Скептики упирают на субъективный характер познания, и стремление человеческого мышления упорядочивать представления о мире, приводить их в систему, которое может основываться не на реальном существовании системности, но быть свойством самой мозговой деятельности, в то время как реальный мир может не соответствовать нашим представлениям о нем. Наиболее ярко позицию скептиков сформулировал Протагор в своих выск5азываниях – «человек есть мера всех вещей», «о всякой вещи можно высказать два противоположных суждения, каждое из которых будет одинаково истинным».
Подходы к процессу познания
Большинство философов разделяют парадигму гностического позитивизма. Однако их представления о путях и источниках познания весьма разняться. Можно выделить ряд основных подходов:
- рационализм,
- сенсуализм,
- эмпиризм,
- интуитивизм.
Наиболее «очевидным» подходом является сенсуализм, т.е. чувственных подход опирающийся на данные органов чувств и восприятия реальности. В своей чистой форме сенсуализм предполагает, что мир таков, каким его видит человек, что неизбежно ведет к субъективизму и релятивизму.
Рационализм противостоит сенсуализму. Указывая на противоречивость и поверхностность чувственного познания, он отрицает его ценность, полагая, что истинные знания о мире могут быть получены только с помощью разума, рациональных размышлений, основанных на логике. Однако в данном аспекте кроется и слабость рационализма. Он либо вынужден признать, что разум опирается на чувственную информацию в своих размышлениях, либо начинает обосновывать свои выводы и умозаключения с помощью неких идеальных источников знания, которые уже заложены в человеческий разум неким идеальным образом (например, богом).
Эмпиризм рассматривает в качестве источника знания опыт. Эмпиризм признает и чувственное и рациональное познание, одновременно указывая на недостаточность каждого из них. Чувственное познание фрагментарно и субъективно, рациональное слишком абстрактно и оторвано от реальности. Только с опорой на опыт, факты, которые воспринимаются с помощью чувственного познания и затем обрабатываются рациональным, возможно действенное познание мира. В рамках эмпиризма было сформулировано понятие эксперимента, как способа перепроверки и подтверждения полученных знаний, а также снятия проблемы субъективизма.
Интуитивизм представляет собой ненаучный, чувственно-мистический способ познания мира. Интуитивизм предполагает, что мир иррационален, он не вполне такой, каким он кажется, а потому истинное познание возможно лишь в форме прозрения, откровения, инсайда – религиозного, мистического, духовного или какого-либо еще.