Гуманизм и его основные черты
Гуманизм – это философская концепция, утверждающая, что человек от рождения наделен правом самоутверждения, определения своего жизненного пути, выбора смысла своей жизни и своего существования.
Идеи гуманизма связаны с развитием общества на основе принципов гуманности:
- Общечеловеческие ценности и нормы поведения;
- Эстетическое восприятие окружающего пространства;
- Этические нормы поведения;
- Культуросообразность развития личности и социума;
- Духовное развитие личности;
- Приоритет разумных начал в человеке;
- Возможность свободного поиска и свободного выбора своего жизненного пути;
- Опора на человеческие способности и возможности в его развитии;
- Исключение сверх реального видения мира. Сверхъестественное и гуманизм, попросту, несопоставимы. Гуманизм отражает реальность.
Гуманизм, как концепция видения мира и его устройства, ставит в основу его функционирования личность, которая является приоритетной ценностью, и на развитие которой ориентируется все социальное устройство общества и его образовательная сфера.
Гуманизм определяет личность человека, как объект, наделенный правами и свободами, счастьем, духовно-нравственными ориентирами деятельности.
Гуманизм возник в философских учениях XIV - середине XV веков. Страной появления первых гуманистических теорий и идей стала Италия. Это объясняется тем, что гуманизм начинает развиваться в эпоху Возрождения, а основной вклад в ее развитие был принесен именно творцами Италии.
Основными чертами гуманизма являются:
- Антицерковный взгляд на мир и антисхоластическая направленность учений.
- В основе гуманистических идей заложена ценность человеческой личности и постановка самоценности человека в приоритетную позицию, устраняющую всемогущество Бога.
- Антропоцентрические идеи пронизывают гуманистические учения т.е. человеку уделяется особое внимание, восхваляются его способности и умения, качества, силы, величие в социальной сфере и мире.
- Идеи гуманизма носят жизнеутверждающий характер, его концепции пронизаны оптимистическим взглядом на мир и жизнь в нем.
- Вера в естественное развитие общества и его прогресс, путем экономического развития, образовательной работы и просвещения населения.
Гуманизм эпохи Возрождения
Гуманизм, как философское течение, определяет человека и его сущность как меру всех вещей окружающего мира и человеческое отношение как залог межличностного взаимодействия в социальной сфере. Такой взгляд на гуманизм был принят в эпоху Возрождения.
Гуманисты эпохи Возрождения изучали человека со всех его сторон: внутреннее устройство и внешние проявления. Эти идеи противостояли схоластическим взглядам философов на устройство мира.
Идеи гуманизма эпохи Возрождения сводились к:
- Наличию у человека права на счастье.
- Духовной свободе человеческой личности.
- Стремлению к идеальному развитию личности.
- Постановке человека в центр мироздания.
В эпоху Возрождения, гуманизм становится профессиональной областью деятельности, которая проявляется в написании стихов и рассказов, изучении поэзии и грамматики, риторики, истории и философии.
В этот период, определение понятия «гуманизм» отражает особенную мировоззренческую концепцию, которая утверждает и подкрепляет ценность человеческой личности, основывается на человеколюбии и мотивах человечности во всех направлениях деятельности, ориентации человеческой деятельности на социальное развитие общества и благо всех его граждан.
Возникновение новой философской мысли, получившей название «гуманизм», являлось следствием исторического развития общества и культурного просвещения Европы.
Гуманистическое понимание человека принципиально от античного и средневекового. В эпоху Возрождения, человек рассматривается, как личность, неиспорченная, не имеющая грехов и, которой не нужна благодать Бога. Человек выступает творцом своей жизни и своей судьбы. Таким образом, он занимает приоритетную позицию и господствует над природой.
Идеи светского гуманизма
Светский гуманизм – это течение философии гуманизма, полностью исключающее наличие чего-то сверхестественного, высших сил т.е. Бога.
Светский гуманизм полностью исключает веру в Бога и зависимость человеческого развития от веры.
Светский гуманизм рассматривает определение данного понятия, как совокупность следующих мировоззренческих принципов:
- Уход от цензуры. Свобода слова и выражения своих мыслей и взглядов.
- Отделение церкви от государства.
- В основе государственного устройства и социального функционирования заложены демократические принципы.
- Взаимодействие морали и разума. Этические нормы поведения должны иметь разумную основу.
- Фундамент образования – мораль и нравственность.
- Религиозный скептицизм. Непринятие взглядов о наличии чего-о сверхъестественного.
- Проявление разумных начал во всех сферах и направлениях человеческой деятельности.
- Основный и достоверный метод познания мира – научный.
- В основе появления человека на свет лежит теория эволюции. Предполагается полный отказ от идей божественного создания мира.
- Человек творит себя сам. Это осуществляется в ходе образования и воспитания, когда создаются условия и возможности для саморазвития и самореализации человеческой личности.
Взгляд на проблему «гуманизма» в XX веке
В XX столетии происходит формирование новых течений гуманизма и версий определения данного «понятия». Это связано с научно-техническим прогрессом, переходом большинства стран на индустриальный путь развития, что требовало повышения их уровня культуры и формирования отношений между странами, основанных на гуманистических началах.
Страны и народы становятся вынужденными начать новый этап развития их взаимоотношений, которые основаны на сотрудничестве. А это требует разработки представлений о правах и свободах человека, его чести и достоинстве, принципах существования и развития.
Понятие «гуманизм» начинает приобретать практическую направленность. Гуманные отношения начинают пронизывать все сферы человеческой жизнедеятельности. Гуманизация проникает в экономику, экологию, культуру, политику, образование.
В этот период, происходит формирование новых концепций и теорий общечеловеческих ценностей, человеческих свойств, качества развития человека и качества его жизни.
Гуманизм становится основой наук общечеловеческой ориентации и представляет собой теорию о развитии человека в реальном мире, посредством его природных задатков и их раскрытия, самопознания и самоопределения.