Проблема жизни и смерти – это одна из центральных проблем в философской антропологии, сосредоточенная на поиске смысла жизни в ее объективном и субъективном вариантах, конечности человеческой жизни и его посмертии. «Вчера человек, сегодня прах, завтра ничто…» (Б. Грасиан).
Предназначение человека как поиск смысла его жизни
Выражение «предназначение человека» тождественно таким понятиям, как «миссия», «призвание», «самоактуализация», «голос души», «карма», «дхарма» и т.д. Так или иначе, но мы сталкиваемся с проблемой поиска смысла жизни и смысложизненных ориентаций. Эта проблема относится к одной из главных в мировоззрении человека и философской антропологии. Этот вопрос настолько сложен, что в некоторых современных философских энциклопедиях и вовсе избегается.
Понятие «предназначение» заключает в себе некую цель, предопределенность, заданный смысл. Однако оно не в полной мере фаталистично и предполагает как раз процесс своего поиска. А. Камю утверждал, что только вопрос о смысле человеческой жизни является первостепенным, все остальные – количество измерений, ценности и категории этого мира – все вторично.
К решению этой проблемы в истории философии сложились разные подходы. Еще библейский проповедник Экклезиаст писал о ничтожности и суетности человеческой жизни. Судьба праведника и самого большого грешника в конце одинакова – их всех ждет смерть. Однако из этого Экклезиаст тем не менее выводил положительный урок: раз уход в небытие неизбежен, то необходимо как можно лучше воспользоваться отведенным временем, уделяя основное внимание любимому делу и дорогим людям. Он писал: «так иди же, весело ешь хлеб и пей с беззаботным сердцем вино, так как Бог предрешил дела твои».
Однако были и другие трактовки. Так, А. Шопенгауэр сводил смысл человеческой жизни к страданию. Он считал, что человеку постоянно приходится вести борьбу с природой и своим окружением, в том числе другими людьми. Человек сам вредит себе, он эгоистичен и агрессивен, жесток и озлоблен, потому его удел составляют страдание, печаль и вечный поиск покоя, которого не будет ему до самой смерти.
Эти высказывания использовали экзистенциалисты (Ясперс, Камю, Сартр), чтобы обосновать свой взгляд на проблему смысла жизни. Они считали, что человек рождается в муках, его жизнь постоянно сопровождается слезами и вечным страхом, его удел – трудится всю жизнь в поте лица, а свою жизнь он тем не менее заканчивает жалким и в грязи, поэтому искать смысл жизни не стоит, его нет.
Рассуждения философов о бессмысленности жизни опираются на следующие положения:
- однообразие и постоянное повторение в жизни, «круговращение», «нет ничего нового под солнцем»;
- подчиненность человеческой жизни слепой необходимости (в том числе природным силам), случаю;
- несоизмеримость человека и Вселенной, поскольку он бесконечно мал перед ней, в рамках мировой истории и истории Вселенной человек просто ничтожен;
- господство зла и несправедливости в мире;
- конечность человеческой жизни, смертность человека.
Оптимистичные концепции смысла жизни
Взгляды о бессмысленности земной жизни, конечной и греховной, являются, в значительной степени, характерны именно для религиозных философов, таких как Франк или Бердяев. Сделать такой вывод о человеческой жизни достаточно легко, если положить на другую чашу весов некий Абсолют, наделив предполагаемую вечность неким Абсолютным смыслом, пока непонятным. Однако многие философы и мыслители, напротив, утверждали о ценности человеческой жизни и о субъективном наполнении жизни смыслом.
Один из самых реалистичных писателей XX века М. Горький писал, что жизнь не так мрачна, как это многие преподносят, в ней не только «язвы да стоны, горе и слезы», в ней есть место свету и красоте, «в ней есть все, что захочет найти человек». На это же указывал и Л.Н. Толстой. Он считал, что жизнь человека сама по себе прекрасна, человек создан для счастья, и оно его окружает, оно зовет его, надо лишь открыть для него свою душу. Но при этом писатель и философ указывал, что человек сам должен делать этот мир прекраснее и счастливее, причем не только для себя, но и для окружающих его людей тоже.
О проблеме смысла жизни писал и З. Фрейд. С чисто психологической точки зрения Фрейд считал, что смысл жизни надо искать, исходя из человеческого поведения. На основе своих наблюдений он сделал вывод: люди стремятся к счастью, хотят быть счастливыми. Это выливается в два явления: с одной стороны, в своем стремлении к счастью человек избегает неудовольствия и боли, с другой – постоянная погоня за сильными эмоциями (положительными) и наслаждением. Сам же Фрейд считал, что счастливым человека делает прежде всего любовь – возможность любить и быть при этом любимым. К другим наслаждениям, делающим жизнь человека счастливой, помимо чувственного, он относил возможность творить, любоваться природой и прекрасным в целом, познавать мир вокруг, испытывать радость ученого, заниматься любимым делом.
Тайна смерти
Не менее значимым для человека, чем сама жизнь, является вопрос смерти. Проблему ее понимания пытались решить с самых древних времен. Уже в античном мире Сократ размышляет о смерти и представляет ее как тайну. По его рассуждениям смерть, может быть, есть переход в небытие, это может быть не зло, а благо. Смерть не страшна тому, кто познал смысл жизни, тому, кто ставит поиск истины и стремление к справедливости выше самой жизни, как было в его случае.
В средневековой Европе смерть понималась как переход человека в Божье царство, т.е. исключительно с точки зрения христианства. Только с эпохи нового времени изменился взгляд на эту проблему.
С точки зрения биологии смерть представляет собой прекращение физиологических процессов в организме, когда перестают функционировать клетки. Однако в философии смерть не противопоставляется жизни. Смерти противопоставляется не жизнь, а рождение. Смерть часто представляли как благо, которое избавляет человека от страданий и суетных страстей, прекращение бессмысленного человеческого существования.
Осознание конечности своего существования чаще всего является тем исходным моментом, который заставляет человека пересмотреть свою жизнь и заняться поиском ее смысла, изменить свое поведение, переводя его на новый культурный уровень. Без смерти не было бы вопроса и о самой жизни.
Смерть выполняет важнейшую социальную функцию – она показывает, что в конечном счете все люди равны, их всех ждет один конец вне зависимости от накопленных богатств и местоположения на социальной лестнице.
Она предстает тайной, ибо никто не знает, что ждет за ней, есть ли там вообще «что-то». Потому смерть мыслится как самое большое зло, которое страшит человека. Страх перед смертью породил многочисленные попытки сделать «эликсир бессмертия». Поиск очередного «философского камня» приводил к появлению теорий, в том числе религиозных, о вечной жизни, бессмертности души, о существовании «жизни после смерти».