Понятие права
Право – это система регуляции общественных отношений, целью которой является установить режим правопорядка.
Право не исчерпано формальными характеристиками, несмотря на то, что в специальном юридическом смысле, право определяется этими характеристиками. То есть, это юридические тексты, которые формулирует власть и содержат правовые нормы.
Право имеет глубокие культурные корни, как в мировой, так и в национальной духовной истории народа.
Право напрямую связано с гуманизмом, правами человека, социальной справедливостью, выступающими в качестве объектов научных и социально-политических дискуссий. В связи с этим представление о сущности, ценности и способах реализации права, могут быть и общими, и конкретно-историческими. Эти правовые отношения заданы направленностью и смыслом каждого этапа общественной жизни.
Право – это государственный регулятор. Им регулируются отношения людей и общественной воли. В связи с этим право может быть только одно, оно едино с государством. Право выступает единственным нормативным, регулирующим воздействием на отношения между людьми и влечет определенные юридические последствия для участников.
Право представлено системой обязательный, формально-определенных норм, выражающих обусловленную экономическими, духовными и иными жизненными условиями государственную волю, ее общечеловеческий и классовый характер, а также регулирует общественные отношения.
Современная юридическая наука использует несколько значений термина «право»:
- во-первых, в качестве перечня юридических норм;
- во-вторых, в качестве правовых притязаний людей;
- в-третьих, как официально признанные возможности, которые имеет юридическое или физическое лицо или организация;
- в-четвертых, для обозначения системы всех правовых явлений, в том числе и естественного права, а также права в своем объективном и субъективном смыслах.
Основные виды систем права
На сегодняшний день в мире существует примерно двести национальных правовых систем. В каждом государстве исторически сложилась своя правовая система на основании национальных традиций, менталитета и прочих социально-экономических и политических условий.
Англосаксонская правовая семья распространена в Англии и странах, которые взяли английское право за образец. Данная правовая система состоит из общего права, статусного права, то есть законодательного и права справедливости. Каждое их них имеет свой путь развития и становления.
Общее право в Англии формировалось в качестве единой системы прецедентов, когда решения, вынесенные судьями, брались в качестве основы рассмотрения аналогичных дел.
Основой общего права первоначально всегда выступает обычай или традиция.
Романо-германская правовая система включена в западную традицию правопонимания, в соответствии с которой право рассматривали в качестве модели социальной организации. Данная система используется в континентальной Европе и является наиболее древней. Романо-германская правовая система выступает результатом эволюции римского права, но не повторяет его в точности.
Романо-германскую правовую систему отличает нормативная упорядоченность и структурированность источников. В данной системе права господствует закон и в первую очередь кодекс. Закон является основным, а в уголовном праве, единственным источником права.
Система романо-германского права базируется на общности правовой культуры стран Европы. Основной возрождения права – возникшие в Западной Европе очаги культуры.
Источник романо-германского права – обычай.
Юридическая доктрина занимает определенное место среди источников права. На протяжении длительного времени доктрина являлась основным источником права романо-германской правовой семьи. Именно в университетских школах права выработали основные принципы права.
Правовые системы романо-германской семьи характеризуются делением права на публичное и частное. Это деление связывают с характером регулируемых отношений. Публичным правом регулируются отношения публичной власти и управляемых, а частным правом – отношения частных лиц.
Мусульманское право – современная самостоятельная правовая система, являющаяся частью мировой правовой культуры. Сегодня в мире нет такой исламской страны, правовая система которой не испытывала бы воздействия ном шариата. Вместе с этим ни в одной стране мусульманское право сегодня не является единственной системой действующих правовых норм.
Особенностью мусульманского права выступает сочетание в нем религиозных черт с непосредственно юридическими началами, что проявляется спецификой его источников и структуры, механизма действия и правопонимания. Еще одной чертой мусульманского права является тесное его взаимодействие с местными традициями и обычаями, а также сочетание внутри него детализированных индивидуальных решений с общими принципами.
Обычное право характеризуют следующие черты:
- во-первых, повторяемость;
- во-вторых, спонтанность;
- в-третьих, обязательность;
- в-четвертых, публичность;
- в-пятых, примитивность судопроизводства;
- в-шестых, коллективистичность;
- в-седьмых, этничность.
Виды принципов права
В правовой системе принято выделять несколько различных принципов. С позиций охвата выделяют следующие принципы:
- Общеправовые – действуют во всей правовой системе. Данными принципами представлен предмет общей теории права.
- Межотраслевые – работают в нескольких отраслях права. Например, гласность, состязательность, тайна совещательной комнаты и др. – это принципы судопроизводства.
- Отраслевые – действие их проявляется в нескольких отраслях права. Например, единобрачие, равенство супругов в семейном праве.
- Принципы правовых институтов – отдельные положения, которые определяют определенную группу норм в составе определенной отрасли права.