Концепция «одномерного человека»
Герберт Маркузе (1898–1979) — немецкий и американский философ и социолог.
Его работа «Одномерный человек» была впервые опубликована в 1964 году и представляет собой исследование западной цивилизации, которая благодаря техническим достижениям сумела установить полный контроль над человеком во всех формах его жизни.
Концепция «одномерного человека» берет свое название от одноименной книги Г. Маркузе. По существу, эта концепция возникла гораздо раньше, что было связано с изучением конформизма и социально-психологических типов и характеров, искаженных современными социальными системами.
В основе концепции лежат идеи:
- З. Фрейда,
- К. Хорни,
- В. Райха,
- Э. Фромма,
- Т. Адорно,
- Д. Рисмана,
- М. Хоркхаймера.
Существуют различные психологические типы, близкие к типу одномерного человека:
- «массовый человек»,
- «авторитарная личность»,
- «человек организации»,
- «автоматически конформная личность»,
- «извне-ориентированная личность».
Этим типам свойственно некритическое отношение к жизни, стереотипам, манипулятивность, отсутствие индивидуальности, консерватизм, конформизм и др.
Согласно представлениям Маркузе, современное общество «усмиряет центробежные силы с помощью техники, а не насилия, рассчитывая, как на ее подавляющую эффективность, так и на повышение уровня жизни»; она способна замедлить «качественные социальные изменения. Современное общество, по мнению автора, тоталитарно в том смысле, что в нем достигается ненасильственная экономическая координация его элементов. В его основе лежит «технологический проект»: стремление человека поработить природу, приспособить ее к своим нуждам. Альтернатив такой модели социального поведения не предусмотрено.
При господстве «одномерного мышления» идеи, мотивы и цели, выходящие по своему содержанию за рамки установленного универсума речи и действия, либо отвергаются, либо приводятся в соответствие с условиями этого универсума, переопределяемыми рациональностью этой системы и его количественным измерением. Происходит слияние рациональности и угнетения. В результате формирование «одномерного мышления» ликвидировало, по мнению автора, «двумерную культуру». «Культурные ценности» вовсе не уничтожены, они интегрированы в установленный порядок. Свойство «одномерности» усматривается им во всех основных общественно-политических системах ХХ века.
По Маркузе, социокультурная одномерность, одномерность мышления являются необходимыми производными индустриального общества, основанного на научно-технических императивах, принципе «производительности», извращающем естественные склонности и потребности одного человека. Ориентация на потребителя, все более быстрая гонка за материальными благами лишает человека социально-критического измерения. Одномерный человек имеет искаженное представление о мире; он воспринимает отчуждение, «возвышенное рабство» как естественный, желательный, единственно возможный способ существования.
Прорыв универсальной одномерности современного общества возможен, по Маркузе, через формирование новых влечений и новых потребностей, «новой чувственности». Он видел в социальных аутсайдерах и изгоях носителей революционного потенциала. В силу этой социальной направленности в идеях Маркузе скрыта возможность экстремистской интерпретации.
Одномерный человек как носитель «счастливого сознания»
Широкое использование телевидения, радио и Интернета приводит к тому, что каждый день через человека проходит бешеный поток повторяющейся информации. Именно благодаря повторениям человек становится как бы запрограммированным: он так часто слышит такое-то сообщение, будь то реклама товара или пропаганда действий политической партии, что он расценивает свое ответное действие как акт доброй воли.
При этом в реальности такой одномерности, при которой мысль личности отодвигается на второй план, важную роль играет культ потребления, с каждым годом набирающий обороты. Великие философы не устают повторять, что ложные потребности, навязываемые средствами массовой информации и рекламой, затемняют личность и заставляют ее действовать иррационально. Культ потребительства достиг таких масштабов, что рядовой покупатель зачастую просто не может сказать, зачем он купил ту или иную вещь. По данным ООН, сегодня треть еды в мире выбрасывается. Но современного потребителя, воспитанного рекламой, не интересуют такие глобальные проблемы, как мировой голод и плохая экологическая обстановка, так как он несет в себе так называемое «счастливое сознание» - веру в то, что реальное рационально, что система воплощает добро.
Обладатели «счастливого сознания» стали готовы принимать на себя преступления общества, какими бы серьезными они ни были. Маркузе отмечает, что этот факт свидетельствует о снижении личной автономии и понимания происходящего.
Принципы новой реальности неототалитаризма сумели обрести узнаваемые характеристики не только в визуальном сходстве вещей и предметов, не только в предсказуемом поведении людей, но и в языке. Подобно Джорджу Оруэллу, социолог считает, что в современный язык вошли взаимоисключающие понятия, аббревиатуры и всепоглощающая тавтология, приводящие к невозможности поиска истины и полному замешательству массового сознания, и подмене понятий.
Не всех членов общества устраивает жизнь в одномерной реальности. Но критики отмечают, что выбраться из нее практически невозможно. В век информации это связано с тем, что человек не в состоянии справиться с количеством и качеством информации, которая ему передается. Интересно, что чем больше фактов человек узнает из СМИ за день, тем более опустошенным он себя чувствует. И все же большинство людей совершенно отказываются от поиска истины и находят это удобным для себя.