Классическая философия – это совокупность рационалистических философских учений XVIII-XIX веков, объединенных утверждением торжества человеческого разума.
Характеристика классической философии
Классическая философия стала значимым этапом в развитии европейской философской мысли и общества, во многом детерминировав основные черты эпохи Нового времени. Ее основанием стали труды философов периода Возрождения, представляющие собой переосмысление наследия античной мысли, выстраивания на ее основе новой, неклерикальной философии в центре которой находился человек, его возможности по саморазвитию и взаимодействию с миром, стремление к совершенству.
В классической философии антропоцентризм как таковой уступил место сосредоточенности философской мысли на понятии разума, которое стало центральным, начало ассоциироваться с самим бытием, что наиболее четко отражено в высказывании Декарта: «Я мыслю, следовательно, я существую».
Классическая философия объединяет достаточно широкий круг теорий и школ, трудов французских, английских мыслителей и немецкую классическую философию. Несмотря на существенные различия между ними и диаметрально противоположные взгляды по целому ряду вопросов (рационалисты и эмпиристы; дуалисты и материалисты и т.д.), для всех учений классической философии можно выделить три основополагающих и общих аспекта:
- вера в то, что окружающий мир может быть познан только лишь с помощью разума;
- вера в способность разума сформировать полную, логичную и непротиворечивую картину мира, найти его константы и вечные основания;
- отведение философии места «царицы наук», способной объяснить и обосновать любое эмпирическое знание.
На основании данных постулатов создавалось особое мировоззрение отличительными чертами которого стали рациональность и оптимизм. Философы и деятели просвещения верили в то, что познав законы окружающего мира, равно как и законы человеческой природы, они смогут управлять ими, что развитие разума – наук, и его распространение среди народа, способно разрешить все проблемы человеческого общества, построить новый социальный мир, в котором будут торжествовать принципы свободы, равенства и братства.
Вершиной развития классической философии можно назвать философию Гегеля, которой разум охватывает все сущее, а исторический процесс представляет собой не что иное, как процесс самосознания абсолютного разума, итогом которого становится царство духа, торжество рациональности. Несмотря на свою логическую утонченность и стройность теория Гегеля была полностью ориентирована в прошлое, она не позволяла заглянуть за край и предвидеть тревоги и потребности будущего, не отвечала требованиям общества.
Кризис классической философии
Кризис классической философии начинается в середине XIX века, его первые проявления можно отметить уже у современников Гегеля – Шопенгауэра, Кьеркегора, Маркса, Конта, которые отказывали разуму в его всеобъемлющем и всемогущем характере, и искали замену в виде культурно-исторического процесса или объективности и эмпирической обоснованности знания, или вовсе напрямую отрицали разум, провозглашая философию иррациональности сосредоточенной на бытии отдельного человека, его потребностях и переживаниях.
Кризис классической философии носил системный характер и проявлялся на протяжении длительного времени в самых различных сферах. Так реализация ценностей просвещения на практике реализовалась в Французской Буржуазной революции и целой цепи революционных выступлений после нее, которые в действительности отрицали и попирали все те достижения разума, которые так воспевала философия.
Торжество рациональности нашло свое воплощение в формировании капиталистической системе, в которой отношения сословной зависимости отказались заменены на классовые, в которых человек получил ненамного большую степень свободы – свободу продавать свой наемный труд ограниченному числу предпринимателей. Человек все также не имел возможности для развития и проявления своей индивидуальности, напротив он стал частью рабочей массы, настоящим винтиком в системе бизнеса и государства.
Развитие науки с одной стороны привело к появлению фактов и открытий, которые классическая философия была не способна объяснить, которые напрямую противоречили ее постулатам, что повлекло за собой отделение науки от философии, ее приземление, приоритет практики над теорией. С другой стороны, наука, на которую возлагалась миссия стать средством разрешения общественных проблем, стала не только лекарством, но и ядом, в виде изобретения принципиально новых и ужасающих средств уничтожения человека человеком, которые вывели войны на новый уровень сделав их тотальными и мировыми.
Постклассические направления
Кризис классической философии, очевидная неспособность ее мировоззрения удовлетворять актуальным запросам общества, привела к попыткам формирования новой философской системы, способной разрешить существующие противоречия, как в области развития науки, общества, так и в области существования отдельного человека, личности с ее судьбой, переживаниями и поиском места в далеком от рациональности мире. Итогом данных попыток стало формирование ряда философских направлений:
- неопозитивизм,
- марксизм,
- экзистенциализм,
- постмодернизм.
Неопозитивизм направлен на «очищение» философии от метафизического знания, превращение философии в методологию науки и ориентацию на обслуживание интересов естественно-научного знания. Основными вопросами для неопозитивистов, стали вопросы демаркации знания, эволюции науки и ее сообщества.
Марксизм представляет собой философское учение, которое стремилось не только создать новую непротиворечивую картину мира и его развития исходя из передовых достижений науки, но также смоделировать и воплотить на практике принципы построения нового общества, ориентированного на удовлетворение интересов пролетариата.
Экзистенциализм ставит в центр своей философии проблему бытия отдельного человека, его переживания и судьбу в иррациональном мире.
Постмодернизм развивается на основе критики классической философии и практических последствий реализации идей рационализма.