Деятельность – это целенаправленная активность человека, предполагающая преобразование условий его существования.
Понятие и структура деятельности
Категория деятельности выступает одной из основных для марксистской философии, а также отечественной философии и психологической науки. Деятельность понимается как специфический, присущий исключительно человеку вид активности, категориально отличающий от поведения животных. Категориальным отличием деятельности от поведения, как животных, так и человека, является ее осознанный характер – деятельность всегда целенаправленна, т.е. еще до ее начала человек рисует себе желаемый результат деятельности и сознательно стремится к его достижению, в то время как животных становление мотива не представляет возможным.
Деятельность выступает более узким понятием по сравнению с категорией поведения, которая включает в себя любые внешние проявления и активность человека, не только сознательную, но и неосознаваемую, например, невербальные средства выразительности, которые часто используются человек без самого факта осознания их использования, а также смутно осознаваемую, импульсивную активность совершаемую под влиянием стрессовых обстоятельств или в измененных состояниях сознания (действия в аффекте, опьянении, ажитация и т.д.).
Структура деятельности содержит в себе три основных компонента:
- мотив,
- действие,
- цель.
Мотив – это опредмеченная потребность.
В основе любой деятельности лежит мотив или совокупность мотивов, которые выполняют ряд важных функций – пусковую, энергетическую, поддерживающую. Мотив формируется у субъекта не сам по себе, а на основании потребности, однако не тождественен ей.
Потребность – это состояние неравновесности между организмом и средой, острая нужда в чем-либо.
Потребность выражается прежде всего на уровне переживаний и часто может не осознаваться, либо осознаваться субъектом не полностью (чего-то хочется, но чего непонятно). Потребность носит дефицитарный характер, т.е. она указывает на недостаточность чего-либо, однако не дает представлений о путях ее удовлетворения. Как только актуальная потребность сталкивается с подходящим предметом ее удовлетворения она преобразуется в мотив. В отличии от потребности мотив всегда направлен на вполне конкретный результат (для сравнения: «Хочу есть» и «Хочу колбасы»), определенный эффект, который субъект будет стремиться достичь и который в свою очередь задает цель и пути ее достижения.
Цель – это идеальный образ конечного результата деятельности.
Постановка цели является следующим этапов развертывания процесса деятельности, а ее достижение конечным итогом. Цель выполняет в деятельности ряд важных функций – направляющую, оценочную, регулирующую. Цель далеко не всегда совпадает в мотивом деятельности, если при удовлетворении простых, физиологических потребностей они могут оказываться монолитны (мотив «Хочу колбасы» - цель «нарезанная колбаса»), то в области социальных потребностей мотив и цель могут существенно различаться (мотив «Хочу получить одобрение» - цель «Выучить урок»). При этом функционирует механизм сдвига мотива на цель – когда цель после ряда ее успешных достижений, обретает собственную ценность и энергетический потенциал, и сама становится мотивом для деятельности (цель «Выучить урок» преобразуется в мотив «Хочу получать знания»).
Цель деятельности всегда осознана, однако степень ее конкретности может быть различна. Хорошо проработанная цель включает в себя не только сам объект, но также и условия при которых он будет достигнут, что позволяет субъекту более полно и точно планировать свою деятельность. Кроме того, по завершению деятельности ее результат будет сравнен с образом цели что повлечет за собой удовлетворение и завершение деятельности, либо неудовлетворение и попытки корректировки полученного результата.
Действие — это центральное звено деятельности. В действительности деятельность имеет сложную структуру из множества действий, которые имеют не только частные, промежуточные цели, но также могут иметь и собственные мотивы, отличающиеся от генерального мотива деятельности в целом. Действия могут быть развернутыми, осуществляемыми под сознательными контролем, так и автоматизированными, осуществляемым без участия сознания (перелистывание страниц, письмо и набор текста, трудовые навыки и т.д.).
Виды деятельности
В отечественной науке выделяется четыре основных вида деятельности:
- обучение,
- общение,
- труд,
- игра.
Игра является наиболее первичной формой деятельности осваиваемой ребенком. С одной стороны, игра является способом освоения мира и переживания социального, профессионального опыта недоступного ребенку в условной форме (игры в магазин, дочки-матери, школу и т.д.) С другой игра имеет свою специфическую ценность и значение, связанное с аффективным удовлетворением (азартные, компьютерные, настольные и прочие игры).
Обучение представляет собой специфический вид деятельности целью которого является усвоение комплекса ЗУНов с одной стороны и передача знаний, умений и навыков учащимся с другой. Обучение невозможно без осуществления другого вида деятельности – общения. Целью общения выступает не только передача информации, но также аффективно-поведенческий обмен и организация, координация деятельности субъектов в рамках группы, общества.
Без общения и обучения невозможно осуществления такой деятельности как труд. Труд преследует своей целью создание материальных и духовных благ и является социально-ориентированным, т.е. детерминирован такими потребностями, которые соотносятся с ценности социальной группы к которой принадлежит субъект.
Деятельность и социальный субъект
Понятие деятельности тесно связана с понятием социального субъекта. Деятельность сама по себе возникает в тот момент исторического развития человечества, когда возникает социум, т.е. начинается активное взаимодействие людей между собой и координация их усилий для достижения общих значимых целей.
Возникновение деятельности в онтогенезе также связано с процессом социализации ребенка, его включением с самого рождения в систему человеческих отношений и восприятие окружающими не как объекта ухода или педагогических воздействий, а как полноценного субъекта взаимоотношений. Копируя образцы поведения, демонстрируемые родителями, а также стремясь привлечь их внимание успешными действиями, ребенок постепенно осваивает систему деятельности, которая расширяется по мере его интеграции в социальную систему.