Политическая философия – это раздел философской системы знаний, посвященный проблемам власти, управления и государства, их происхождения, развития и перспектив.
Предпосылки развития политической философии в эпоху Возрождения и Новое время
Вопросы, относящиеся к спектру проблем политической философии, а именно о возникновении государства и природе власти, поднимались с древнейших времен, еще в период античности. Именно тогда были сформулированы две древнейшие теории возникновения государства и власти:
- теологическая,
- патриархальная.
Теологическая теория обосновывала существование государства с мифорелигиозной позиции, аргументируя к божественному происхождению установленных порядков, а также благословенному богом или богами характеру власти, ее священности, равно как и священности лиц, стоящих у нее.
Патриархальная теория была сформирована Аристотелем, который полагал, что существование в государстве является естественным для людей, которые могут проживать лишь в группах. Наиболее малая из таких групп – семья является прообразом государства, которое естественным образом вырастает из нее в следствии необходимости взаимодействия и консолидации групп людей. При этом отношения между членами семьи модулируются в обществе в виде отношений между социальными институтами и группами. Верховная же власть, подобна власти отцовской, именно по этой причине теория получила название патриархальной.
Иные взгляды на государство высказывал Платон. С его точки зрения государство не вырастает само собой, а конструируется искусственно согласно потребностям и разумному подходу самих людей. Свои взгляды на идеальное государственное устройство он изложил в труде «Государство», где нарисовал одно из первых утопических обществ, с жестким разделением населения на касты по роду деятельности (философы, воины, земледельцы, жрецы, ремесленники и торговцы и т.д.). Однако его взгляды не получили широкого распространения.
В это же время складывается представление о естественном праве, как некотором своде правил или законов, которые были предписаны людям природой или богами и обязательны к исполнению, обладают священной властью над родом человеческим. Данное представление сохранило свои доминирующие позиции вплоть до позднего средневековья.
Политические взгляды эпохи Возрождения и Нового времени
Переоценка догматов схоластики в эпоху Возрождения привел к изменению взглядов на государство и власть. Вместо романтически-возвышенного образа государя как наместника бога или отца своего народа, пришел более реалистический взгляд на власть как систему принуждения, интересы которой могут не совпадать с интересами граждан ее страны.
Наиболее ярко данная тенденция была отражена в работах итальянского философа Макиавелли, который полагал, что государь может и должен совершать любые поступки которые необходимы для укрепления и сохранения его государства, включая самые низкие и подлые уловки, а интересы государства, в случае необходимости (например, внешней угрозы) следует ставить выше интересов общества.
Вместе с этим происходила трансформация представлений о естественном праве. Г. Гроций в своем труде «О праве войны и мира» обосновал совершенно новое понимание данного термина. Естественные права – это не свод каких-либо правил или обязательных законов. Напротив, это потенция, свобода воли и возможность человека осуществлять собственные права на жизнь, свободу, собственность и т.д. При этом Гроций подчеркивает, что над естественными правами не властен ни любой самый жестокий земной правитель, ни сам бог, они есть часть человеческой природы, которую невозможно изменить как-либо.
Кризис теологической и патриархальной теорий связанный с пересмотром их основ, неизбежно повлек за собой возникновение новых более отвечающих требованиям современности идей о том, как возникло и каким должно быть государство. Требования же эти заключались в необходимости включения в политическую жизнь множества людей до сих пор из нее исключенных, в первую очередь буржуазии, которая накопив капиталы, была полна решимости бороться за обретение политических прав и места у руля общества. Ответом на данный запрос стали «договорные» теории, в которых государство есть результат договора общественных сил, необходимый для лучшего его управления и упорядочивания общественной жизни.
Политические взгляды Т. Гоббса
Свои политические воззрения Т. Гоббс изложил в монументальном труде «Левиафан». Для верного понимания источника идей содержащихся в «Левиафане», необходимо знать, что он писался в разгар междоусобиц и смуты в Англии, когда порядок и устойчивая власть отсутствовали как явление, а право вершить судьбы доставалось сильному.
Исходными посылками теории Гоббса является утверждение о равенстве людей, как в плане физических и умственных способностей, так и в плане возможности достижения цели. В качестве такой цели Гоббс представляет избегание смерти, поскольку смерть представляет для него абсолютное зло. Однако на пути к избеганию смерти человек сталкивается с другими людьми и завязывается борьба, бессмысленная и беспощадная, поскольку интересы людей постоянно противоречат друг другу. Подобное состояние общества Гоббс называет естественным, а стремление к сохранению жизни – естественным правом человека, неотъемлемой частью его природы.
Вместе с тем, человек, будучи разумным ищет пути преодоления столь бедственного положения и создает естественный закон. В философии Гоббса естественное право и закон противопоставляются друг другу. Если право – это свобода человека делать все для своего выживания, то закон - это отказ человека от той части своих прав, свободы, которая необходима для обеспечения мирного сосуществования. При этом человек не просто отказывается от них, но передает с помощью договора другому человеку, либо группе людей. Этот человек или группа, осуществляющая договор концентрирует на себе отчужденные права множества людей и сами по себе сохраняют права абсолютные, естественные, ограниченные одним лишь высшим законом – делать все для благополучия и процветания общества. Договор порождает всемогущее государство – Левиафан.
Особыми чертами государства в теории Гоббса становятся:
- искусственность его происхождения. Государство не дано свыше или не развилось само, а создается людьми;
- государство понимается как единство, как единая точка концентрации переданных прав множества людей, которые выступают в нем в виде единого лица.