Томмазо Кампанелла ($1568-1639$) является представителем философии эпохи Возрождения, наравне с этим он известен как хороший литератор и создатель одной из первых коммунистических утопий.
Философские установки
Основным источником философской концепции является неоплатонизм, что проявляется в использование им понятия эманация. В целом философия мыслителя соединяет в себе три популярных в то время направления: эмпиризм, рационализм и мистицизм.
Основной посыл философского учения Кампанеллы – критика схоластической мысли и ориентация на изучении природы, признающее исключительно данные опыта и разум.
Как представитель эмпирической философии Кампанелла ставит перед собой задачу создания универсальной науки, формирующей общенаучную методологию. Основой «новой философии» являются данные опыта и духовно-мистическое откровение. Познание начинается с ощущения, в последствие данные ощущений посредством памяти восстанавливаются и становятся содержанием рассудка. Таким образом, мыслитель позиционирует себя сторонником индуктивного метода познания.
Но ощущение само по себе не имеет веса. Подтверждением достоверности ощущения являются установки, содержащиеся в сознании человека. Человек имеет внутри себя ощущения своего существования, своего пребывания в мире.
«Город Солнца»
«Город Солнца» был написан Кампанелла в $1602$ году, во время его тюремного заключения. По жанру работа является повествованием путешественника о посещении им идеального государства. В целом, Кампанелла создает альтернативу существующему обществу. Его идеальное общество обладает отличной совокупностью ценностных установок, специфической моралью, формой государственного устройства. Кампанелла развивает в своей сочинении понимание образовательного процесса и воспитания, отличное от традиционного, сложившегося в схоластических школах и университетах.
-
Социальное неравенство. Пребывание мыслителя в тюрьме и активная социально-политическая позиция до заключения обусловили осмысление им проблематики неравенства, господствующего в обществе.
Идеальное государство преодолевает неравенство, т.к. оно устроено на разумных началах. Это выражается в том, что здесь упраздняется частная собственность. Основу частной собственности Кампанелла видел в моногамной семье. Поэтому жителя его «Города Солнца» отказываются от идеи традиционной семьи, утверждая общность жен. Общность жен порождает понимание собственности как общего достояния, с другой стороны, она выступает основой «научного» контроля за деторождением. Здесь можно видеть зачатки идей евгеники.
-
Воспитание. Кампанелла создает свою концепцию образования. Воспитание в «Городе Солнце» является заботой государства. Подрастающее поколение изучает естественные и отвлеченные науки, основным методом обучения являются споры и диспуты. По окончанию образования молодые люди продолжают свою трудовую деятельность в тех областях, в которых они наиболее проявили себя во время обучения.
-
Отношение к труду. В «Городе Солнца» труд является почетным. Человек является наиболее уважаемым, если он освоил несколько ремесел или наук. В трудовой деятельность задействованы все члены «Города Солнца», что способствует сокращению рабочего дня. Разделение труда у соляриев строится на основе природного интереса людей к тому или иному виду деятельности и на основе биологической данности, т.е. женщины освобождаются от тяжелого труда.
Наиболее распространенными и уважаемыми являются военное дело и сельское хозяйство. Занятие сельским хозяйством – это обязанность каждого жителя «Города Солнца».
-
Принципы распределения. В «Городе Солнца» господствует изобилие. Каждый трудится по своим способностям. Результаты же всеобщего труда распределяются между соляриями исходя из их потребностей.
Таковы основные принципы утопического коммунизма, сформулированные Кампанелла в его труде «Город Солнца».