Субстанция – это единая вневременная неразделимая и неуничтожимая основа, которая воплощает себя через бытие мира во всех его проявлениях.
Понятие и проблема субстанции
Проблема субстанции относится к числу вечных и первичных проблем философии. Пытаясь раскрыть основы существования бытия, философы всех времен от античности до современности неизбежно приходят к вопросу о субстанции и ее природе. Главной особенностью субстанции является ее единый характер, т.е. принимая субстанцию в качестве основы бытия философ неизбежно сводит все бытие во всем многообразии его форм, проявлений, событий к некой единой и единственной основе, общей точке, принципу, благодаря которому все бытие и осуществляется. Таким образом вопрос субстанции рассматривается в рамках монистических концепций. При этом сами концепции могут быть двух видов:
- последовательные, в которых признается существование лишь одной субстанции и все выводится из нее и сводится к ней;
- непоследовательные, для которых характерны внутренние противоречие, внезапное появление чего-то выходящего за рамки субстанции.
Как правило непоследовательность монистических концепций проявляется либо в вопросах гносеологии, через противопоставление объекта и субъекта познания, либо в антропологии, через противопоставление телесной и духовной природы человека.
Снятие противоречия и построение последовательной монистической системы становится возможным благодаря диалектике, а точнее реализации ее принципа онтологической противоречивости, согласно которому в любом явлении можно выделить две противоположных стороны, которые одновременно находятся в состоянии противоборства и единства.
Данный закон был успешно реализован в марксистской философии. Так на уровне отдельного человека противоречие снимается за счет того, что сознание рассматривается как функций высокоорганизованной материи – мозга, а на уровне общества, через признание культуры и ее составляющих (религии, науки, политики, искусства и т.д.) функцией материально-производственных отношений между членами общества, что позволяет свести духовные феномены к материальной субстанции.
В древнем мире данный принцип нашел свое отражение в китайской философии, а именно в учении о дао, как единственной субстанции, вселенском законе, который предопределяет все и был до возникновения всего и останется после. При этом материя и дух, которые находятся в состоянии противоположностей получают единство в более общем понятии дао, выступают его составными частями.
В тоже время в европейской философской традиции вопрос о субстанции как правило решался полярно, а в качестве основных вариантов рассматривались материя и дух.
Представление о материи как субстанции
Рассматривая развитие представлений о материи как о единой субстанции бытия всегда было тесно связано с развитием естественно-научных представлений о мире, в связи с чем с течением времени само понятие материи менялось. На настоящее время можно выделить ряд основных этап отличающихся специфическим представлением о материи:
- наглядно-чувственный,
- вещественно-субстратный,
- философско-гносеологический,
- философско-субстанционально-аксиологический.
Наглядно-чувственный этап отражает представления древнегреческих мыслителей, относящихся к школе натурфилософов, о материи. В философских системах Фалеса, Анаксимена, Гераклита, материя понимается непосредственно в виде стихии, которая трансформируясь образует все многообразие видимого мира.
Основы вещественно-субстратного представления материи были заложены еще в древнегреческой философии, в атомистическом учении Демокрита, однако достигли своей наивысшей точки в трудах французских материалистов восемнадцатого века. Для них материя представляет собой бесконечное множество малых единиц – атомов, свойства которых и особенности взаимодействия между собой определяют строение мира. Однако развитие науки показало несостоятельность атомистических представлений, что в свою очередь вызвало и кризис концепции. Он послужил толчком для развития философско-гносеологического представления, развиваемого в трудах К. Маркса, который определял материю как философскую категорию, данную человеку в ощущениях и доступную для познания.
Понимание материи, сформированное Марксом, чрезмерно сосредоточено на ее гносеологических характеристиках в ущерб онтологическим свойствам, что в свою очередь привело к формировании позиции, в которой на первое место выделялся такой атрибут материи как объективность, а также рассматривалась целая структура ее свойств. Философско-субстанционально-аксиологический подход к материи также часто называют неоспионизмом.
Материя – это объективное бытие мира во времени, пространстве и развитии, которое детерминировано и познаваемо человеком.
Представления о духе
Дух – это идеальная сила детерминирующая бытие, с которой человек может соприкасаться активно или же пассивно.
Представления о духе развивались в рамках идеалистической философии. Однако если материя рассматривается как непосредственно само бытие, то духу наиболее часто отводится роль причинного и организующего начала. Так в философии Платона мир идей содержит в себе идеальные образцы всех вещей, которые с той или иной погрешностью воспроизводятся в материальном мире.
В религиозной философии и идеалистических концепциях Нового времени, духовное начало ассоциируется с богом, как источником творения, центральной детерминантой. Такая точка зрения порождает внутренние противоречия в концепции, связанные с двойственной природой человека или познания.
Эти же противоречия сохраняются и в рационалистических философских системах, где дух отождествляется с разумом, сознанием человека и его безграничными возможностями по изучению и управлению миром.
В концепциях субъективных идеалистов реальный мир трактуется как иллюзия, плод духовной субстанции, сознания конкретного человека.