Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

Парменид, древнегреческий философ и политический деятель

Сведения о жизни Парменида

Парменид принадлежит к числу ранних греческих философов, его творчество пришлось на вторую половину VI в. – начало V в. до н.э. Парменид родился и жил в Элее греческой колонии на Сицилии, в богатой семье. Биография Парменида известна в недостаточной степени. Его учителем наиболее вероятно был Ксенофан, прибывший в Элею на склоне своих лет. Также известно, что в юности Парменид увлекался пифагорейскими учениями, однако позднее достаточно остро критиковал их.

На протяжении жизни Парменид занимался не только философией, но и политической деятельностью, причем современниками всячески отмечаются его высокие моральные качества, разумность предлагаемых решений. В тоже время философские взгляды Парменида и основанной им Элейской школы напротив, вызвали большую волну критики и непонимания, во многом из-за противоречия в которое они вступали не только с другими философскими системами, главным образом с ионийской школой, но даже со здравым смыслом.

Современные исследователи связывают метафизическую специфику учения Парменида и основных его постулатов об отсутствии движения, деления, многообразия вещей, с жизненными реалиями Элеи, ее патриархальным и земледельческим укладом, при котором течение времени как бы приостанавливается, а события сменяют одно другое в давно заведенном и практически неизменяемом порядке.

Помимо Парменида Элейская школа включает также самосского флотоводца Мелисса, а также Зенона, который был учеником и другом Парменида.

Взгляды Парменида на мир и космос

В своем философском учении Парменид выступает с резкой критикой пифагорейцев, представителей ионийской школы и непосредственно Гераклита, который был его современником. Парменид отрицает чувственное познание и складывающуюся на его основании картину мира, вводя ряд тезисов:

  • существует лишь бытие;
  • мышление может быть только о бытие и тоже представляет собой бытие;
  • не-бытия не существует;
  • поскольку нет не-бытия, то не может быть отделенности вещей друг от друга, а, следовательно, и движения и времени;
  • рождение и разрушение бытия невозможно, бытие вечно и неизменно.
«Парменид, древнегреческий философ и политический деятель » 👇
Помощь эксперта по теме работы
Найти эксперта
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Найти

Парменид решительно восстает против идеи пифагорейцев о существовании пустоты, которая отделяет один предмет от другого. Пустота в его понимании представляет собой не-бытие, которого нет. Отсутствие небытия обуславливает целый ряд онтологических выводов Парменида, которые резко критиковались его современниками, об отсутствии отдельных вещей, а также частиц из которых они могли бы состоять. Поскольку нет частиц, то нет возможности и делить вещи на части. Наконец Парменид отрицает само понятие движения, времени, рождения (как появления чего-либо из небытия) и распада (как превращение чего-либо в небытие).

Именно поэтому мир существует в виде единого шара, в котором нет отдельных вещей, а все они слиты в одну. Бытие по своей сути неизменно, однако хотя процесс появления нового, равно как и исчезновения старого невозможен (т.к. в этом случае пришлось бы признать существование небытия), возможно преобразование самого бытия, его трансмутация, переход одних вещей в другие. В данном положении Парменид противоречит сам себе, так как отдельных вещей нет, но они все же преобразуются.

Еще больше противоречий выявляет его космология. Парменид заимствует идеи Анаксимандра о противостоянии света и тьмы, как главной причины всех происходящих явлений, а также взгляды Анаксимена на расположение и движение небесных светил, которого согласно учению Парменида не существует.

Нападки на онтологию Парменида были настолько велики, что его ученику Зенону пришлось прибегнуть к совершенно новому, и крайне сильному способу защиты утверждений учителя – опровержению от противного, который принял форму знаменитых апорий, оспаривающих понятия движения, множественности и т.д.

Взгляды Парменида на познание

Наиболее интересными являются положения Парменида относительно сущности мышления и процесса познания. Если в отношении бытия Парменида можно рассматривать как метафизика (бытие есть сущность, т.е. первопричина самого себя, вечное, неделимое и неизменное) с определенной тягой к идеализму (отсутствие движения, времени, развития), то в области гносеологии он проявляет себя как последовательный материалист.

Утверждение Парменида о том, что всякая мысль о предмете и предмет есть одно и тоже, в более поздней философии нередко трактовалась с идеалистических позиций – как утверждение существования лишь субъективно воспринимаемого бытия, идеального по своей сути (первичность идеи по сравнению с предметом). В действительности Парменид придерживался противоположных позиций. Бытие, воплощенное в материи для него первично. Именно бытие выступает источником всякого мышления, поскольку любая мысль может разворачиваться лишь о бытия, так как небытия не существует. Следовательно, мысль привязана к материальному содержанию бытия, сама является частью бытия и материи.

Революционной является идея Парменида о необходимости разделения знаний на два вида:

  • истины,
  • мнения.
Замечание 1

Под истиной Парменид поднимает такое знание, которое имеет рациональный характер, т.е. возникло благодаря размышлению и обладает абсолютной достоверностью.

Мнением же Парменид называет такое знание, которое возникло из чувственного источника, в результате наблюдения за природой и окружающим миром, а также устоялось в качестве традиции. Подобное знание может как соответствовать истине, так и нет. В отличии от своих современников и многих философов после, Парменид хоть и превозносит ценности истины, перед мнением, но все же не отказывается от последнего (как например рационалисты нового времени), указывая на необходимость его изучения для организации работы разума.

К числу пророческих идей Парменида, которые не позволяют рассматривать его как всецело реакционного, противостоящего самому духу философии, мыслителя можно отнести мысль о темной природе Луны, т.е. о том, что Луна в отличии от Солнца не является светилом, а лишь отражает свет, а также о влиянии физического состояния человека, его усталости и здоровья на работу мысли и психические процессы.

Дата последнего обновления статьи: 11.06.2024
Получи помощь с рефератом от ИИ-шки
ИИ ответит за 2 минуты
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot