Разместить заказ
Вы будете перенаправлены на Автор24

Логика, методология и методы научного познания

8-800-775-03-30 support@author24.ru
Статья предоставлена специалистами сервиса Автор24
Автор24 - это сообщество учителей и преподавателей, к которым можно обратиться за помощью с выполнением учебных работ.
как работает сервис
Все предметы / Философия / Особенности научного познания / Логика, методология и методы научного познания
Логика, методология и методы научного познания

Современное общество всецело опирается на успехи в науке. Такое колоссальное влияние науки на нашу жизнь непременно обращает на себя внимание, наука становится, таким образом, предметом изучения.

Логика и методология

Наука, как особая сфера человеческой деятельности, имеет в своей основе дисциплину – логику, а так же методологию научного познания.

Определение 1

Логика и методология науки – это дисциплина, которая стремиться понять, что есть наука, в чем состоит специфика научного познания и методов науки, каковы структура и функции научного знания, как развивается наука.

Перед тем, как начать исследовать науку и искать ответы на поставленные вопросы касательно научного знания, ученые должны иметь конкретное представление о том, что из себя представляет познание, какова его природа, функции и т.д. Для ответа на эти вопросы ученые прибегают к философии, и каждое из философских течений предлагает свои варианты ответов. Таким образом, любой методолог науки вынужден обращаться к той или иной философской системе. Поэтому в этом процессе будут вырабатываться совершенно разные представления о науке.

Готовые работы на аналогичную тему

Это отражается в существовании большого количества методологических концепций – теорий науки. Они дают структурный и логический ответ на имеющиеся вопросы о науке, ее развитии, ее методологии и т.д.

В конце $19$ – начале $20$ века огромную популярность имели методологические идеи, которые были высказаны физиком и философом из Австрии Э. Махом, математиком Пуанкаре, физиком Дюгемом. В первой четверти $20$ века широкую известность имела методологическая концепция логического позитивизма. В ее формировании участвовали Л. Витгенштейн, Р. Карнап, М.Шлик. Во второй половине $20$ века на первое место выступили методологические теории К. Поппера, Т. Куна, П. Фейербанда, И. Лакатош, С. Тулмин.

Хотя данные методологические концепции имели значительные расхождения касательно понимания природы научного знания, методов науки, форм развития науки, у них было что-то общее. Они имели одну общую базу, один предмет для изучения – науку и ее историю.

Методы научного познания

  • Эмпирический метод включает в себя знание фактов, явлений, свойств и т.д.
  • Наблюдение – лежит в основании эмпирического наблюдения, это восприятие явлений, объектов действительности для их познания.
  • Измерение – это представление свойств существующих предметов через числовую величину.
  • Эксперимент – материальная деятельность, направленная на реальный объект или реальные условия, для того чтобы познать данный объект. Своей целью эксперимент видит установление закономерностей, установление фактов. Это поисковой эксперимент. Так же имеется проверочный эксперимент. Эксперимент – это вопрос, который обращен к природе.

Логика – в традиции, основывалась на выявлении и формулировании правил вывода одних знаний из других, правил установления понятий, что с древнегреческой философии являлось предметом формальной логики.

Сегодня формирование логических норм рассуждения, доказательства, определения основывается на математической логике. В структуре логико-методологических возможностей, с помощью которых происходит анализ научного познания, выделяют несколько уровней.

Общелогические методы познания раскрывают внутреннюю сущность и признаки предметов, взаимосвязь их элементов. Для того, чтобы выполнить данные процессы, необходимо разъединить единый предмет на его части, изучая их, выделяя свойства, признаки, выявляя их позицию и значение в цельном предмете. Это выполняется с помощью анализа и синтеза.

Замечание 1

В результате изучения предмета также возникает необходимость делать заключения о неизвестном. Этот переход от известного к неизвестному можно пользоваться знаниями частных фактов с переходом к общим принципам, или наоборот, идя от общих принципов, выходить на частные явления. Это осуществляется при помощи логических методов – индукции и дедукции.