Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

Основные философские принципы йоги

Философия йоги

Определение 1

Йога – это сочетание физических и духовных практик, направленных на развитие человека на всех уровнях: ментальном, духовном и физическом.

В широком смысле философию йоги можно назвать древним учением о духовном самосовершенствовании человека, пришедшим к нам из цивилизации ариев и получившим развитие в известном сегодня виде в школах религий и философий древности и средневековья.

Йога является одним из даршанов, шести ортодоксальных философских школ Индии. В философии классической йоги можно выделить две фундаментальные категории, включающие в себя все сущее – это духовные и материальные субстанции:

  • пуруша,
  • пракрити.

Классическая йога, также «царская йога» («раджа-йога»), была сформулирована Патанджали примерно во II веке до н.э. Как видно из «Йога-сутры», сочинения, состоящего из 195 коротких афоризмов («сутр»), Патанджали учил дуалистической метафизике. Он противопоставляет Дух, или «Я» (Пуруша), Природе или Космосу (Пракрити), считая их двумя независимыми первопричинами Реальности.

В антропологии йоги внешнему бытию соответствует внутренний мир человека. Человек считается микрокосмом, тождественным по строению макрокосму вне его. Итак, человек также является результатом союза Пуруши и Пракрити. Пуруша называется Зрителем, наблюдающим разворачивающуюся картину изменения материи.

Буддхи-Махат — это стадия развития Пракрити и основа мироздания. В ней, как стадии эволюции материи, формируется индивидуальное Буддхи, являющееся идеальной основой психики человека. Все, что мы привыкли отождествлять с собой, с собой — физическое тело, эмоции, память, интеллект, ментальные образы и т. д. – все это материально и находится в индивидуальном Буддхи.

Пуруша в человеке выступает в виде чистого сознания, его Духа, его истинного Я. Образ связи Пуруши и Пракрити в одном человеке часто сравнивают с двумя людьми, потерявшимися в лесу. Один безногий (Пуруша), а другой слепой (Пракрити). Когда они взаимодействуют, у человека возникает способность к самосознанию. Поэтому люди, не зная Пуруши, осознают себя в своей умственной деятельности.

«Основные философские принципы йоги» 👇
Помощь эксперта по теме работы
Найти эксперта
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Найти

Человек в своем обычном состоянии не знает своего истинного Я и лучше всего отождествляет себя со своим индивидуальным буддхи. Но способность буддхи осознавать себя — не более чем иллюзия, потому что только Пуруша обладает настоящим осознанием. Мы всегда говорим себе: «Я хожу, я чувствую, я думаю» и т.д., тем самым ограничивая свое бытие рамками Пракрити.

Свойства философии йоги

Философия йоги обладает следующими свойствами:

  • она духовна, то есть ориентирована на раскрытие и понимание бытия через осознание самостоятельного и самосущего Духа личности,
  • этика содержит добродетели, главная из которых — ненасилие,
  • йога эмоциональна, т. е. учит любви, доброте и другим полезным качествам,
  • она практична, то есть он предлагает способы управления телом,
  • она умна, т. е. ее методы предполагают использование сил разума, а основные диспозиции подкреплены философскими текстами.

Йогу можно рассматривать как средство освобождения сознания от ложного отождествления с определенной физической оболочкой. Другими словами, это открытие духовного видения, которое возвращает «я» к его истинной природе.

«Йога-сутра» была написана с целью выявить учение о смысле человеческого существования, теорию освобождения.

В йоге освобождение – это отделение духа от материи (Пуруша от Пракрити). Почему это необходимо? Дело в том, что люди в своем обычном состоянии ограничивают свое бытие рамками Пракрити. Это причина всех наших страданий.

Мы начинаем бороться за постоянное чувство привязанности и удовлетворения, за удовольствия. Важно понимать, что чем сильнее удовлетворение, тем больше разочарование в будущем, а стремление к формам Пракрити определяет наличие кармы.

В шестой главе Бхагавад-гиты («Песни Бога») – самого известного и авторитетного источника по философии йоги, бог Кришна пытается объяснить своему ученику Арджуне значение йоги как освобождения от страданий и горя: «Когда поток мыслей сдерживается, ум остается только в атмане, партхе, когда муж утихомирил свои желания - тогда он называется «йог». Когда йог, ограничив свою мысль, укрепляется в йоге, он подобен свече чье пламя не колеблется в безветренном месте, где мысль, остановленная упражнением йоги, застывает, где в атмане атман, созерцающий атмана, находит радость — ибо там он знает, что счастье, находящееся за пределами чувств, мысль доступна, за пределами, стоя в которой, он не уклоняется от истины — того, кто там, не смутит даже величайшая скорбь; ведь, достигнув этой цели, он не мыслит себе ничего более высокого, лучшего».

Это состояние есть йога, которая размыкает цепи боли. Подобно хорошо отшлифованному бриллианту, слово «йога» отражает каждую грань того или иного оттенка смысла, раскрывая разные стороны всего спектра стремлений человека к достижению любви, свободы и счастья. «Бхагавад-гита» дает другое объяснение термина «йога», где акцент делается на карма-йоге (йоге действия): «Идите только к действию, но отворачивайтесь от его плодов; не позволяйте плодам увлечь вас, но и не позволяйте бездействию мешать вам. Свободный от всех привязанностей, непоколебимый в йоге, совершающий поступки, приравнивающий неудачу к удаче: эта регулярность называется йогой. Кришна также называет йогу мудростью в работе или умением жить в работе, гармонией и умеренностью. В еде, в отдыхе будь умеренным, будь умеренным в действии, во сне и в бдительности — так ты найдешь йогу, устраняющую печаль».

Йога – это своеобразный метод, это эффективная система упражнений для успокоения беспокойного ума и направления энергии в созидательное русло. Дух, если его контролировать, накапливает энергию из космической реки и создает огромную силу для общего человеческого роста.

Учение йоги о самопознании Я имеет прочную основу в метафизике санкхьи, обосновывающей реальность Я как метафизического и вечного принципа сознания. Если верить в трансцендентный разум, то можно только допустить, что существуют более глубокие уровни сознания, чем эмпирический, а также более широкие возможности и более высокие силы, чем физические или связанные с чувствами.

Дата последнего обновления статьи: 22.02.2024
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Крупнейшая русскоязычная библиотека студенческих решенных задач
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot