Понятие социального управления
Социальное управление – это практическое, организующее и регулирующее влияние государства на общественную жизнедеятельность людей с целью ее упорядочения, сохранения или преобразования, базирующееся на властной силе.
Как объективная основа социального управления рассматриваются:
- природно-географические условия. Каждому народу отведена собственная территория на планете, а природными условиями этой территории продиктованы соответствующие им технологии производственной деятельности и формы общественной жизни;
- естественно-общественные условия, сформированные как результат продолжительного взаимодействия человека с природной средой. География расселения людей, типы их градо- и домостроительства, характер поселений, технологии возделывания земель, виды коммуникаций, способы и приемы трудовой и бытовой деятельности, ценности совместной жизни, традиции, менталитет и обычаи;
- культурно-историческое наследие, созданное субъективными факторами, выступающее сегодня объективной жизненной опорой;
- производственная база – специфичные технологии, специализация и кооперация в рамках территории определенного человеческого сообщества, рассматриваемая в качестве объективной данности;
- система экономических отношений – объединяет производственную базу и человеческий потенциал, обеспечивая воспроизводство материальных продуктов и социальных услуг, которые поддерживают общественную жизнедеятельность;
- социальная сфера – специфические социальные интересы, социальные отношения и социальная инфраструктура;
- духовная культура – субъективная, как проявление субъективного фактора, и объективная, как отражение материально закрепленного духовного, то есть превращение его в историческое наследие;
- научно-технический прогресс.
Субъективный фактор социального управления
Любое решение государства принимается человеком, а значит, это решение субъективно и олицетворяет сознание в действии, некоторое слияние мыслительного процесса с практическим. То есть сочетает деятельность с сознанием.
Совокупность элементов субъективного фактора, представлена цепью: потребность – интерес – воля – нормы – мотивы – стимулы. В рамках этой системы и идет формирование и реализация социального управления.
Субъективный фактор характерен для элементов любого уровня развития потенциала, которые по-разному соотносятся и взаимодействуют между собой.
Развитие субъективного фактора – сложный процесс, в котором все свойства и элементы трансформируются неравномерно, испытывая противоречивое воздействие друг на друга, по-разному и неодинаково отражая объективную действительность, по-разному поддаваясь ее воздействию и обладая такой же разной устойчивостью, самостоятельностью и способностью изменяться.
Разные элементы и свойства субъективного фактора оказывают воздействие разной силы, целенаправленности и рациональности на объективную действительность, последствия их воздействия тоже разнообразны – начиная конструктивными и созидательными и заканчивая негативными и разрушительными.
Объективная и субъективная детерминанты
Выделяют экономические, технологические, политические, географические и другие детерминанты. Объективные детерминанты по своему содержанию подразделяются на:
- глобальные и внутригосударственные тенденции;
- национальный характер рассматриваемого народа, его культуру и историю;
- давление других государств и областей жизни – наука, техника, экономика и пр.
Детерминация считается субъективной, пока события зависят от желания конкретных людей. Таким людьми могут выступать политические лидеры, социальные группы, например, партии, а также широкие массы населения. Обычно заметные изменения происходят под воздействием на достаточно инертный центр политического спектра одновременно слева и справа. В XIX веке и начале ХХ левым направлением считали пролетариат, а традиционным правым – мелкую буржуазию. Они несли соответственно коммунистическую и националистическую идеологию.
Во второй половине ХХ века ситуация поменялась. Левая часть спектра смогла изменить положение рабочего класса настолько, что его революционное настроение пропало, а используя профсоюзы он смог вписаться в уже существующие политические структуры, при этом численный состав, с развитием производства, постоянно сокращался, так что даже при стремлении революционно переустроить общество, у него не хватило бы сил. Как писал Маркузе Г., буржуазия и пролетариат, как два крупнейших противостоящих друг друга класса, перестали быть носителями исторических преобразований.
Традиционно левых сменили левые, которые состояли из людей творческих профессий – гуманитарной интеллигенции, экологов и других представителей зеленого движения, антиглобалистов и т.п. Их целью было двигаться в сторону коммунализма, а не коммунизма, формировать новые типы совместного проживания, защищать природу и гармонизировать взаимоотношения людей с ней, развивать его творческие потенции и пр. Эти силы на сегодняшний день слишком слабы, чтобы оказать реальное и кардинальное воздействие на политические процессы.
Д. Белл – американский социолог и политолог писал, что гуманитарная интеллигенция на самом деле – маргинал организованной буржуазной экономической цивилизации. Стремление интеллигенции к демократии связывают с особенностями ее трудовой деятельности, так как демократизация – это условие профессиональной эффективности в области духовного производства. Демократию связывают с рационализацией, которая требуется интеллигенции.
На левом фланге оказались так называемые пролетарии Фрейда, которые сменили утративших революционную силу пролетариев Маркса. В первую очередь к ним относят женщин и молодежь. Главной проблемой неофрейдистов была технократическая мобилизация личности, которая исказила ее природу и эксплуатировала более тонкие материи, по сравнению со способностью к физическому труду.