Нравственность – это социально-философская категория обозначающая свод незакрепленных правил, традиций, норм и ценностей человеческого общежития, регламентирующих поведение личности в социуме, задающих его образец и идеал.
Нравственность как оценка
Морально-нравственные структуры являются одними из наиболее древних и значимых механизмов общественной регуляции поведения человека. По мнению некоторых исследователей, именно складывание первых форм первобытной нравственности – табу, магических практик и ритуалов, традиций, выступило мощнейшим фактором развития человека, выделило его из животного мира, поставив на вершину пищевой цепи.
Длительное время морально-нравственные нормы существовали исключительно как социальный, групповой феномен, не осмысляясь человеком и не включаясь в его психические структуры. Однако по мере усложнения общества, его устройства, накопления знаний о мире и самом себе, человек также начал задаваться вопросом и о морали, ее формах, истоках и соответствии текущих норм и ценностей неким идеальным представлениям.
С этого момента принято говорить о формировании морального сознания, специфическим аспектом которого является анализ ценностных отношений и оценка событий и поступков, с точки зрения данных ценностей.
Несмотря на существовании нравственных систем, основанных на рациональном подходе к миру и обществу, таких как утилитаризм или меркантилизм, где польза, эффективность, результат возводятся в высшее благо, в большинстве случаев нравственная оценка предполагает отвлечение от причинно-следственного анализа события, а рассмотрения его с точки зрения соответствия тем ценностям которые приняты в данном обществе, либо присущи конкретному индивиду. При этом нравственная оценка не лишена аффективного окраса – добрые, альтруистические, справедливые и честные поступки вызывают в людях положительные эмоции, стремление следовать продемонстрированному примеру, в то время как злые, подлые, трусливые и бесчестные, напротив, вызывают негодование, грусть или даже гнев.
Находясь в обществе, личность подвергается постоянному нравственному оцениванию со стороны других людей, малых или больших сообществ, при этом ценности, нормы и стандарты этих субъектов нравственного процесса омут существенно отличаться, что приводит к противоречивому потоку оценок, способному вызвать массу негативных переживаний и дезориентацию у нравственно незрелой личности.
В тоже время человек и сам производит оценивание, а также испытывает потребность в оценке извне. Внешняя оценка поддерживает образ Я и самооценку личности, позволяет ей корректировать свое поведение, эффективней налаживать взаимодействие с другими людьми, выстраивать тесные межличностные отношения, а также пересматривать собственные морально-нравственные убеждения и ценности.
Филогенетические источники нравственности
В социально-историческом процессе система морали и нравственности претерпевала постоянные изменения, эволюционируя вслед за обществом. При этом можно выделить ряд источников за счет, которых формировались нравственные представления:
- природа человека,
- социально-исторический контекст,
- религиозные убеждения,
- философские системы.
Согласно эволюционным представлениям первые нравственные нормы имеют в качестве своей основы инстинкт общения, который присущ большинству живых существ и выражается в стремлении к контакту с себе подобными существами. Благодаря процессу естественного отбора, среди предков человека были успешней те особи, которые проявляли больший альтруизм в отношении своих родственников и членов родовой группы, что способствовало ее благополучию и выживанию, а значит передаче поведенческих аспектов межличностного взаимодействия из поколения в поколения. Так сформировались морально-этические категории дружбы, любви, доверия, на которых строится человеческое общежитие.
Уже на первобытном этапе помимо табу, представлявшего собой предтечу первых нравственных норм, существовали другие формы социальной регуляции такие как магические и гадательные ритуалы, имевшие огромное значение для жизни первобытного сообщества. Со временем они трансформировались в религиозные представления, усложнив собственную структуру и функционал, однако многие нормы поведения, обусловленные спецификой религиозной обрядовости, со временем перешли в категорию нравственных норм (брачные и похоронные ритуалы, нравственные нормы связанные с выражением скорби и почитанием предков).
Этическая сфера представляет собой один из важнейших механизмов общества, и закономерным образом, не может существовать в отрыве от самого общества. Общественные отношения, взаимодействия, выстраиваемые между классами, социальными общностями, институтами, закрепляясь в рамках исторического процесса, и обрастая различными ритуалами и обычаями, сами становятся источником новых нравственных норм и установок, наиболее древними из которых являются универсальные правила человеческого общежития такие как запрет на убийство, требование честности, уважения к чужой собственности и т.д.
Наконец по мере складывания морального сознания значительную роль на формирование нравственности стала оказывать философия. Начиная с древнейших времен многие философы предлагали свой взгляд на утопическое устройство общества, в котором не обходили стороной и этику. Некоторые из этих систем – конфуцианство и легизм в Китае, макиавелизм в Европе, марксизм в социалистических странах и т.д., получили свое практическое воплощение.
Источники нравственности в онтогенезе
Для новорожденного ребенка, также, как и для первобытного человека, характерно отсутствие психических структур и задатков отвечающих за развитие нравственности. Моральное сознание человека может сформироваться исключительно в рамках социума и процесса воспитания. Основными источниками из которых личность черпает свои нравственные представления выступают:
- прямые внешние нравственные указания и образцы,
- опыт межличностных отношений,
- мировоззренческие убеждения личности и рефлексия.
В дошкольном возрасте ребенок еще не способен самостоятельно формировать свое моральное поведение, он напрямую копирует его образцы, которые транслируются семьей, воспитателями и другими значимыми взрослыми. Уже в подростковом возрасте, на фоне разворачивающихся процессов рефлексии, личность стремится к переосмыслению нравственных представлений и начнёт ориентироваться на личный опыт социального взаимодействия, ожидания и потребности окружающих. Наконец зрелая, сформированная личность выстраивает автономную мораль, источником которой выступают ее убеждения, взгляды на мир, нравственные представления ее находятся в постоянном развитии и совершенствовании.