Биография мыслителя
Николло Макиавелли родился в 1469 году в деревне Сан-Кашано в окрестностях Флоренции в семье адвоката. С детства он получил превосходное образование, был хорошо знаком с итальянской и римской классикой, а также трудами греческих авторов в латинском переводе.
Политическая карьера Макиавелли начинается в 1494 году, когда из-за вторжения французских войск, Флоренция изгоняет род Медичи, который до этого более шестидесяти лет управлял городом и восстанавливает Флорентийскую республику. Макиавелли активно участвует в административной и дипломатической работе, входя в состав Совета Восьмидесяти, а также занимая пост секретаря Военной комиссии Десяти.
Вплоть до своего отстранения в 1512 году Макиавелли ведет активную политическую деятельность, в том числе находится в постоянных дипломатических разъездах и переговорах с Римом, Францией, Германией. Немало времени у него отнимает осада флорентийскими войсками восставшего города Пизы, в которой он участвует в качестве официального представителя властей республики при армии.
Большое влияние на становление и творчество Макиавелли оказала его встреча с Чезаре Борджиа. Борджиа был сыном папы римского Александра VI, а также умелым полководцем и политиком. Покуда его отец был жив и находился у власти, Чезаре активно укреплял позиции римского престола в центральной Италии. Его деятельность непосредственно затрагивала сферу интересов Флорентийской республики, в следствии чего Макиавелли довольно много времени проводил при дворе Борджиа.
Макиавелли восхищала та энергичность, прозорливость и талант, которыми обладал Борджиа, а также его способность не оглядываться на моральные принципы при достижении своих целей. Для Макиавелли он стал образцом правителя нового типа, такого, какой требовался в раздробленной и погрязшей в феодальных войнах Италии шестнадцатого века.
Однако после смерти папы Александра VI, новым папой становится Юлий II, который продолжает вести крайне агрессивную и завоевательную политику, но уже без Борджиа. Разгромив и вытеснив Францию с территорий Италии, папа обращает свое внимание на французских союзников, в том числе и Флоренцию. Под его давлением Флоренция возвращается под управление рода Медичи, а республика сворачивается.
Первоначально Макиавелли остается на своих постах, однако из-за прямоты его характера и резких суждений о политических и управленческих решениях в городе, его вскоре отстраняют, а позже и вовсе бросают в темницу по подозрению в подготовке мятежа против Медичи. Однако обвинение оказывается ложным и Макиавелли попадает под амнистию.
Долгое время он пребывает в своем родовом гнезде в весьма расстроенных чувствах, много прогуливается, переодевается в простую одежду, беседует с путниками, а также пишет. Макиавелли не оставляет попыток вернуться в политику и через некоторое время удача ему улыбается. В 1520 ему дают поручение по созданию труда «История Флоренции», которое растягивается на пять лет, однако работа оказывается высоко оцененной, в том числе и самим папой. А уже в 1526, по настоянию папы его назначают секретарем в Коллегию Пяти по укреплению стен и фортификаций Флоренции.
Однако возвращение в политику оказывается недолговременным. В 1527 году Рим оказывается разграблен, и пользуясь падением папского влияния, флорентийская знать свергает Медичи и восстанавливает республику. Вот только новой республике Макиавелли оказывается ненужным. Будучи морально подавленным Макиавелли умер в том же 1527 году.
Примечательно, что главный труд Макиавелли – «Государь» был издан лишь спустя 20 лет после его смерти на деньги друзей, однако тут же обрел огромную популярность и вскоре пережил второе издание.
Так же к основным трудам Николло можно отнести:
- «Рассуждения о первой декаде Тита Ливия»,
- «О том, как надлежит поступать с восставшими жителями Вальдикьяны»,
- «История Флоренции» и др.
Философско-политические воззрения Макиавелли
Макиавелли одним из первых философов Возрождения обращается к социальной и политической философии переосмысливая как теорию власти с теологических на общественные основания, так и представление о государственном устройстве и управлении.
В соответствии с духом эпохи Макиавелли очищает власть о романтически-этического налета, он утверждает, что власть для своего утверждения нуждается в самой лишь власти и более ни в чем, а ее основная цель заключается в ее же удержании любой ценой. В этом своем высказывании Макиавелли максимально реалистично и объективно раскрывает природу и сущность всякой власти.
Вместе с тем, в своих произведения Макиавелли не лишен определенной диалектичности – с одной стороны он рекомендует правителям абсолютизировать власть, вводя такой термин как «государственный интерес», который следует ставить превыше любых моральных норм, а также свобод и прав граждан государства, а с другой стороны учит самих граждан как следует избавляться от тиранов.
Будучи сторонником наследственной передачи власти, которая гарантирует большую стабильность, Макиавелли одновременно воспевает идеалы республики времен античности, указывая, что тем она сильнее и стабильней, чем шире свободы и права ее граждан.
Первым в истории Макиавелли затрагивает проблему характерологического образа и личности правителя, рассматривая несколько основных типов:
- львов, которые ведут политику с опорой на силу и благородство, что позволяет им привлечь союзников, но делает уязвимыми перед нечестивыми конкурентами;
- лис, которые не гнушаются использовать всевозможные хитрости и аморальные методы для достижения цели, но при этом не могут создать себе положительного имиджа.
Критика философии Макиавелли
Произведение Макиавелли «Государь» с самого своего издания обрело как горячих поклонников, так и яростных противников, диспут между которыми не закончен и по настоящее время.
Противники акцентируют внимание на диктаторских аспектах творения итальянского философа, термин «макиавеллизм» отражает авантюристскую политическую установку достижения цели любыми средствами, ориентации на власть для власти и ради самой власти. Наследие Макиавелли расценивается ими как губительное, порождающее ужасающих диктаторов и тиранов на протяжении истории.
Защитники и сторонники Макиавелли напротив акцентируют внимание на республиканских аспектах его труда, обязанностей по защите благосостояния и процветания государства и его граждан, которые автор вменяет государю, необходимость соблюдения прав, а также общую тенденцию к переходу от диктатуры к республике.