Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

Неоплатонизм и христианство

Определение 1

Неоплатонизм – это одна из философских школ периода поздней античности, объединившая в себе достижения большинства античных авторов от натурфилософов до стоиков, однако в наибольшей степени основанная на учении Платона об идеях и мировой душе.

Возникновение и развитие неоплатонизма

Неоплатонизм зарождается в начале II века нашей эры в Александрии. Его основателем является Аммоний Саккас, отрывший свою философскую школу, в которую собрал множество учеников, в том числе и будущих христианских богословов. Однако Аммоний не оставил письменных трудов по своему учению, категоризацией и изложением его идей занялся ученик Аммония Плотин, основавший свою философскую школу уже в Риме. Именно Плотина наиболее часто указывают в качестве основателя неоплатонизма.

Идеи Плотина берут свое начало в философских системах Платона и Аристотеля, в той его части, в которой он не противоречит Платону. Центральной частью неоплатонизма является учение о космической триаде:

  • Единое,
  • Нус,
  • Мировая душа.

Единое есть источник и первооснова все что существует в мире, оно причина и форма бытия и включает в себя, что только возможно – все противоположности, одушевленное и неодушевленное, разумное и чувственное, абстрактное и конкретное. Единое божественно, но в этой божественности нет конкретики, единое нельзя ассоциировать с конкретным божеством, персонажем или сущностью, оно стоит выше всякого определения. Единое не обладает ни волей, ни сознанием, т.к. и воля, и сознание возможны лишь по отношению к чему-либо, а единое есть все.

И все же природа единого такова, что оно не способно удерживать все в себе, а потому изливается, так как изливается вода из переполненной чаши. И из этих потоков единого возникают иные части космической триады, которые подобны единому, но по мере отдаления от него все больше и больше теряют силы его божественной сущности, а потому все больше конкретизируются.

«Неоплатонизм и христианство » 👇
Помощь эксперта по теме работы
Найти эксперта
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Найти

На границе с единым царит Нус (разум). Нус уже содержит в себе множественность, которая выражена в существовании разнообразных идей, однако он все еще близок к единому, а потому мышление Нуса интуитивное, а не дискурсивное, мысли же его направлены к созерцанию единого и внутрь самого себя.

Из Нуса проистекает Мировая Душа. Мировая Душа стоит на границе идеального и материального, а потому обращена в обе стороны. С одной стороны, Мировая Душа стремится к единству с Нусом, а с другой стороны конкретизируется в чувственности, через возникновения множества отдельных душ, которые вселяются в материальные тела, оживляя и одухотворяя их.

Материальный мир в неоплатонизме противопоставляется единому, рассматривается как абсолютное зло. Однако столкновение потоков единого с грубой материей порождают саму бытийную реальность во всем ее многообразии, одухотворяют материю и приподнимают ее над изначальным печальным состоянием.

Так содержимое единого истекая из самого себя, теряет свою силу и полноту, дробится и конкретизуется до простых душ человеческих. Главным же побуждением всего, что было образовано истечением единого является воссоединение с ним, возвращение обратно в единое состояние. Эту же цель должен преследовать и всякий человек – воссоединение и растворение в едином есть этический идеал неоплатонизма.

Данное воссоединение должно происходить в три стадии. Первой из них является уподобление человеческой души-идеи чистому разуму – Нусу, т.е. очищение души от всего чувственного и низменного – страстей, аффектов, желаний, что достигается за счет строгой аскезы, воздержаний. Второй стадией является развитие собственного ума, его переход от логического, рационального мышления, основанного на чувственном знании, к мышлению интуитивному, целостному, подобному божественному откровению в котором человеку могут открыться чистые идеи, как воспоминания его причастности к единому.

Однако уподобление Нусу, не есть уподобление единому, ведь разум подвижен и двоичен, он делится на созерцаемое и созерцающего, в то время как единое неподвижно и едино. Последняя стадия состоит в полном отречении человека от себя не только от телесного и чувственного, но и от духовного и разумного, точка созерцания и сам созерцающий должны слиться воедино, только тогда душа человека сможет вновь объединиться с единым.

Противостояние неоплатонизма и христианства

Первоначально неоплатонизм зародился как чисто христианское учение, однако достаточно быстро он стал обрастать чертами религиозности, в частности многие неоплатоники старались интегрировать в систему космологии неоплатонизма многочисленных божеств, демонов и героев Римской Империи, чтобы в таком виде обновить языческие культы подведя под них единую философскую основу и составив унифицированную этику и мораль. Наибольших успехов в этом достигли сирийский философ Ямвлих, и император Юлиан Отступник, предпринявший ряд ограничительных мер против распространения христианства и самих христиан, а также Прокл сформулировавший закон тройственного диалектического развития, в XIX веке развитый и доработанный Гегелем.

Однако борьба неоплатоников против христианства не была успешной. Религиозно-обрядовая система языческих культов уже не удовлетворяла потребностям изменившейся социальной действительности, а сама философская основа неоплатонизма оказалась слишком сложной и безликой в сравнении с более привычным и простым учением христианства о некоем добром и милосердном божестве.

Окончательно противостояние неоплатонизма и христианства завершилось в 529 году, когда император Юстиниан закрыл последнюю философскую школу – Академию Платона в Афинах. В последствии многие труды неоплатоников, особенно сочинения против христианства были уничтожены.

Влияние неоплатонизма на христианство

Несмотря на разногласия и конкуренцию между неоплатонизмом и христианством, разнообразные идеи данного философского учения нашли значительный отклик в умах христианских богословов и органично вписались как в христианскую философию, так и в само религиозно-этическое учение.

Среди слушателей основателя неоплатонизма Аммония Саккаса были и христиане, так один из учителей церкви Ориген основываясь на идеях неоплатонизма по-своему трактовал христианское вероучение, уподобив святую троицу – отца, сына и святого духа, космической триаде единого, нуса и мировой души. Заимствовал он и идею возвращения души к единому, глубоко переосмыслив. Вместо очищения собственного разума от чувственности, Ориген провозгласил главным путем спасения путь любви к Христу, который прочно вошел в христианскую традицию.

Дата последнего обновления статьи: 15.01.2024
Получи помощь с рефератом от ИИ-шки
ИИ ответит за 2 минуты
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot