Границы человеческого познания
И. Кант исследует границы человеческого познания. Он утверждает, что позитивным и познаваемым является только феномен – явление, а все ноумены – вещи в себе – являются непознаваемыми, так как никогда не даются человеком в непосредственном опыте.
Философ разграничивает два понятия: «вещи для нас» и «вещи в себе». Первые являются непознаваемыми, в то время как последние – познаваемы. Именно на этом основании можно полагать, что И. Кант является агностиком по своей мировоззренческой позиции.
Тем не менее, это не совсем верно, так как Кант отказывается от «вещей в себе» лишь для того, чтобы не выходить в метафизическую составную – запредельную для опыта абстракцию. Вследствие этого он утверждает, что бессмысленно заниматься объектами, которые не могут человеку даваться в опыте, вследствие чего являются непознаваемыми.
Множество мыслителей полагают, что основная ошибочная концепция Канта заключается в том, что он предопределяет границы познания еще до его начала.
Знание
Знание являет собою отражение качеств, свойство, сущности объективной реальности в человеческом сознании.
Кант, предварительно вычленив «вещь в себе» и отказав ей в познании, начинает отделять знание от мнения, веры, спекулятивного мышления, разных форм сознания: религии, мифа, искусства, где основу составляет вера, а не знание.
Вера являет собою такое знание, которое в любом случае принимается человеком вне зависимости от рационального или эмпирического доказательства.
И. Кант производит ограничение знания и оставляет место вере, так как он не мог лишить огромного количества людей очень важного и необходимого стимула их жизнедеятельности.
Вера
В классическом трактовании, вера подразделяется на несколько видов: религиозная и прагматическая. Встречается типология, когда выделяется и мифологический тип веры, который неразрывно связан с мифологическим мировоззрением первобытного общества.
Наиболее полно религиозная вера используется в религиозных трактатах и богословии. Она является полным противопоставлением эмпирического и рационального познания, вследствие чего считается высшей формой знания, которое приобретается посредством божественного откровения.
И. Кант полагал, что логическое подтверждение существования бессмертной души, бога и загробного мира является невозможным, так как они являются вещами в себе, вследствие чего их бытие может приниматься лишь на веру, а не подтверждаться либо-чем.
Тем не менее, такая трактовка подразумевала и то, что в их существование можно и не верить. Вследствие чего все вышеуказанные сущности обладают своим действительным бытием.
Прагматическая вера являет собою отдельную научную гипотезу, определенные эмпирические и логические доказательства которой не имеются. Именно прагматическая вера помогает человеку в его повседневной жизни. Так, например, человек верит, что врач является целителем. Вера в таком случае будет покоиться на человеческом признании врача о способности борьбы с болезнями.
Посредством прагматической веры человеческая жизнь упрощается. Так, вместо того, чтобы самостоятельно начать размышлять или исследовать что-то, мы принимаем все установившееся толкование его и снимаем с себя любую ответственность, так как она возлагается непосредственно на мнение определенной традиции или подавляющего большинства.