Понятие науки
Наука – это сфера человеческой деятельности, основная функция которой – выработать и систематизировать знания об окружающем мире.
Основные задачи науки: описать, объяснить и предсказать явления действительности, основываясь на открываемых ею законах. Систему наук условно подразделяют на естественные, технические, общественные и гуманитарные науки.
Под термином «наука» обычно подразумевают:
- деятельность, направленную на получение новых знаний;
- знания, полученные научно-исследовательской деятельностью;
- социальный институт, занятый выработкой знаний.
Знания в повседневной жизни выступают как средство достижения практических целей, а в науке получение знаний и есть цель. Научная деятельность характеризуется:
- выработкой и использованием научного исследования;
- использованием специализированного оснащения – приборов, инструментов, лабораторий и пр.;
- усвоением и переработкой обширной информации – библиотек, баз данных и пр.
Совокупности научных знаний характерна понятийная форма их выражения, их эмпирическая и теоретическая обоснованность, доступность для критики, ориентация на истинность и объективность, тенденция к системной связности и непротиворечивость.
Наука как социальный институт предполагает функционирование научных сообществ, учреждений, ряда научных периодических изданий, проведение научных конференций, дискуссий, связь науки с другими социальными институтами.
Спектр проблем философии науки
Философия науки – это одно из направлений философии, занимающееся исследованием характеристик научно-познавательной деятельности.
В соответствии с другим определением:
Философия науки – это философский раздел, разработанный в рамках разных направлений философии и занимающийся изучением науки в качестве специфической сферы человеческой деятельности и развивающейся системы знаний.
Философия науки в качестве самостоятельного раздела философии сформировалась в конце ХХ века, как ответная реакция на потребность осмысления социальных и культурных функций науки в рамках научно-технического прогресса.
Философия науки в качестве философского направления существует с середины XIX века. Начало данному направлению положили работы позитивистов О. Конта, Дж. С. Милля, Г. Спенсера.
Основная проблематика философии науки значительно изменилась за время существования этого направления.
На первом этапе основное внимание уделяли психологическим характеристикам и индуктивно-логическим процедурам опытного познания.
На втором этапе, то есть в первой четверти ХХ века началось осмысление революционных изменений в основании науки на рубеже веков. Центром внимания стали содержательные основные положения науки. Шло отделение науки от метафизики, математики от естествознания, социально-гуманитарного знания от естественнонаучного.
На третьей ступени – аналитической – во второй трети ХХ века, преобладающими являлись вопросы анализа научного языка. Неопозитивисты стремились к устранению из научного языка псевдонаучных утверждений и унификации науки на основании языка физики. Шло рассмотрение проблем построения целостной науки на фундаменте чистого эмпирического знания, сведение теоретической терминологии к эмпирической.
Современный этап – постпозитивистский – начался в 50-60-х годах ХХ века, его характеризует внимание к исторической динамике знаний и к социокультурным детерминантам познания, многообразие методологических концепций и их взаимная критика, признание относительности норм научно-познавательной деятельности. Поставлен вопрос о влиянии результатов и методов социально-гуманитарного знания на философию науки. Актуализированы проблемы распространения философско-методологического анализа на гуманитарные знания, донаучные и ненаучные разновидности познания.
Особенности современной науки
Современная наука – это наука XXI века. Она сама представляет удивительный феномен, радикально отличающийся от образа ее, сложившегося на протяжении предшествующих столетий. Не зря она часто называется «большая наука». Принято выделять сразу несколько ее характерных черт:
- Резкое возрастание количества ученых. Если на рубеже XVIII-XIX веков во всем мире насчитывалось всего несколько тысяч ученых, то сейчас их более пяти миллионов. Наиболее быстро возросло количество научных деятелей после окончания Второй мировой войны.
- Рост научной информации. В ХХ веке мировая научная информация удваивалась каждые 10-15 лет. Например, если в 1900 году существовало 10 тысяч научных журналов, то сейчас их несколько сотен тысяч. Более 90% всех значимых научно-технических открытий было сделано в ХХ веке. Таким ростом научной информации создаются некоторые трудности для выхода на передний план в развитии науки. Серьезной проблемой становится все возрастающая невостребованность информации. Противоречие объема получаемой информации и возможностей по ее использованию усиливает значение упорядоченности всего информационного поля. При этом формируются предпосылки перехода в новую информационную общественную структуру.
- Мир современной науки. Сегодня наука охватывает огромнейшую область знаний. Она состоит из примерно 15 тысяч дисциплин, которые все теснее и теснее взаимодействуют и влияют друг на друга. Современная наука и дает человеку истинную целостную картину возникновения и развития Метагалактики, появления жизни на нашей планете, а также основных стадий ее развития, возникновения и становления жизни человечества. Она изучает закономерности функционирования человеческой психики, проникая в глубины бессознательного, играющего в повседневной жизни людей огромную роль. Сегодня наука занимается изучением всего, даже самой себя – того, как и когда она возникла, как развивалась, как взаимодействовала с другими культурными формами и какое влияние оказала на материальную и духовную жизнь общества.