Ключевые направления социально-философской мысли 19-20 веков
Социальная философия выступает в качестве теоретически выраженного научного направления. В ее рамках существует достаточно большое количество философских воззрений, которые рассматривают существование общества, закономерности его развития. Свое начало они ведут с 20-40-х годов прошлого века.
Среди основных направлений социально-философской мысли, получивших свое развитие в период с 19 по 20 века стоит выделить следующие:
- Позитивистская социальная философия;
- Марксистская социальная философия;
- Психологическое направление.
Представителями позитивистского направления в социально-философском знании являются Огюст Конт и Герберт Спенсер. Именно благодаря Конту в науку в полноправной степени был введен термин «социология», который означает учение об обществе как системе. В своей социальной науке, которая также получила такие названия, как «положительная философия», «социальная физика» Конту выступал против того, чтобы общество считали лишь обычной совокупностью отдельных индивидов, которые не связаны друг с другом и ведут автономное существование.
Именно Конт считал, что человек – это продукт социальных обстоятельства (эту идею развивали еще его предшественники – Гольбах и Гельвеций). Чтобы изменить человека, его ценностные ориентации, необходимо менять все общества, его социальные, политические и экономические институты, а также систему образования и воспитания личности. Именно на стадии позитивного знания стало возможным понимание объективных законов эволюционного развития общества. Некоторые последователи Конта говорят о том, что благодаря позитивистским идеям стала возможна и сама социальная наука.
Спенсер постепенно развивал идеи Конта. Общество в его знании – это единая система, которая состоит из взаимосвязанных и взаимозависимых социальных факторов. Причем, на первое место он ставит именно природные (биологические) факторы. Общество эволюционирует и проходит несколько стадий:
- Переход от простого к сложному путем интеграции подсистем;
- Переход от однородного состава к разнообразному;
- Переход от неопределенности к определенному будущему и развитию.
Следующее направление – марксистская школа. Представителями являются всем известные Карл Маркс и Фридрих Энгельс. Оба автора исходят из положения о том, что совокупность общественных связей, а также совокупность отношений всех социальных субъектов – это и есть так основа, на которой выстраивается все общество. Через систему присущих ему общественных отношений, материально-технических условий, а также через социальные, экономические и политические институты общество воздействует на существование и развитие каждого отдельного человека. Именно через это положение любое индивидуальное сводится к социальному.
Психологическая школа социально-философского знания
Еще одно значимое направление в социальной философии – психологическое. Его представителями являются такие авторы-исследователи, как Лестер Уорд, Габриэль Тард, Вильфредо Парето. После того, как были переработаны множественные идеи об эволюционном развитии общества, которые были обоснованы в трудах вышеупомянутых авторов – Огюста Конта и Герберта Спенсера, Л. Уорд в большей степени акцентировал внимание не на биологических процессах, а на психологических особенностях организма. Таким образом, он предпринимал попытки раскрыть психологические причины и факторы, которые толкают человека совершать определенные действия и использовать конкретную тактику поведения.
Тард решил проблему взаимодействия личности с обществом, и в качестве первичного элемента такого взаимодействия выделил именно человеческую личность. В своих идеях он исходил из того, что в основе социальной деятельности лежит психологическое состояние и настрой отдельных людей, а также более обширных социальных групп.
Социальные группы и человек находятся в постоянном взаимодействии, которое может быть опосредованным или непосредственным. Каждый элемент подражает другому, перенимает на себя его привычки, манеру поведения, ценностные ориентации и интересы. Во взаимном подражании Тард и видит как раз тот изначальный элемент социальности, который и является основным способом существования и развития отдельной личности, обширных социальных групп и всего общества в целом.
Также Тард указал на три ключевых закона, которые характеризуют содержание процессов подражания, а также их реализацию непосредственно в обществе:
- Закон повторения – усвоение новшеств и их воспроизведение в условиях собственной реальности;
- Закон оппозиции – выражает борьбу всего «старого» и «нового», что есть в обществе;
- Закон приспособления – заключается в адаптации человека к возникающим новшествам, социальным условиям, которые могут кардинально изменить их жизнь.
В рамках психолого-биологического подхода очень активные разработки велись знаменитым психологом Зигмундом Фрейдом, а также его последователями. Их концепция выступает в качестве так называемой социальной биологии, которая практически полностью игнорирует социальные факторы функционирования и последующего развития общества. Прежде всего, в учет не берутся социальные связи, а также отношения в поведении людей, их деятельности.
Каждый индивид – отдельная единица, он существует сам по себе и не обращает внимания на действия и поступки других людей. Его поведение зависит от его биологических потребностей, а также от его инстинктов, которые выражаются во врожденном, бессознательном, что не контролируется самим человеком. Особое значение придается психосексуальному развитию человека, которое как раз влияет на развитие культуры.
Поведение – это преобразовательная деятельность, и если человек сам решит совершать поступки во благо, значит, они не навредят обществу. Один из двигателей деятельности человека – стремление к обладанию привилегиями и властью.