Проблема развития личности в социальной философии
Социальная философия – это одно из важнейших научных направлений, которое акцентирует внимание на проблематике развития, как отдельной личности, так и общества в целом. Диалектически они взаимосвязаны друг с другом, что обозначает их взаимообусловленность и зависимость друг от друга. Так, общество зависит от того, из какой совокупности личностей оно состоит, а личность подвергается очень серьезному и значимому влиянию со стороны общества.
Философские проблемы, которые касаются человека и определяют его место, могут включать в себя следующие вопросы:
- Как и каким образом определяется личность и ее компоненты, составляющие физические и психические признаки;
- Каковы формы взаимозависимости личного и социального самоопределения (человек может ощущать себя по-разному, в зависимости от того, находится он сам с собой наедине или включен в общественные отношения). Здесь важно учитывать, что один и тот же человек может играть разные роль, в зависимости от ситуации и окружения, и поэтому необходимо выявить формы зависимости и объяснить их с точки зрения социальной философии;
- Каковы тенденции изменения личности и общества в зависимости от эпохи и конкретного промежутка времени. Здесь же исследователи в рамках социальной философии имеют право делать прогнозы в отношении дальнейших перспектив развития человеческой личности и целой общности;
Также в рамках социальной философии важным представляется анализ ключевых подходов, которые используют авторы для изучения личности, и которые основываются на умозаключениях из такой дисциплины, как история философии. Тем самым, появляется возможность проследить тенденции прошлого опыта и переложить его на опыт настоящего, чтобы предугадать события будущего.
Личность в социальной философии – понятие синтетическое. Она обозначает объект, на который не может монопольно претендовать ни одна наука. В этой связи существует большое количество интерпретаций личности (и как биологическое существо, и как социальное явления и феномен, и как участник сложных политических отношений). Перечислять можно бесконечно, несмотря на то, что личность – это позднее понятие.
Личность обладает теми качествами, которые не только отличают ее от животного, но и от других личностей. Это совокупность ролей, определенный статус, уровень образования и профессиональная деятельность, личностные качества, которые могут характеризовать человека, его поведение и поступки.
Место личности в рамках социальной философии
Как мы уже отметили, проблема человека, и в частности его как личности – центральная в рамках социальной философии. Решение этой проблемы предполагает поиск ответов на такие значимые вопросы, как «Что представляет из себя человек?» «В чем единство и различия в понятиях человек, индивидуальность и личность?», «Какое место занимает личность в общественной жизнедеятельности?», «Какую роль играет личность в социальной действительности, в частности в историческом контексте?».
Когда мы говорим о личности, то мы сразу подразумевает конкретного человека, который обладает специфическими способностями, характером и убеждениями, которые отличают его от всех остальных. Это могут быть интересы, ценностные ориентации и иные качества, которые делают человека тем, кем он в итоге и является. Никто из нас не применяет понятие «личность» в отношении представителей животного мира, поскольку мы осознаем, что животные обладают совсем иными, инстинктивными чертами.
Таким образом, те понятия, которые уже выработаны в научной сфере и касаются понятий «человек» и «личность», во многом идентичны и не вызывают дискуссий у представителей разных научных направлений. Но все же исследователи из социальной философии поставили под сомнение идентичность, признав, что все интерпретации имеют единую основу – определение личности как представителя человеческого рода.
Помимо вышеперечисленных характеристик, личность обладает также и психофизиологическими критериями, которые отражают особенность конкретного человеческого индивида, его индивидуальность. Это может быть темперамент, задатки к какой-либо деятельности, которой не наделены другие люди. Именно это придает каждой личности неповторимую, в большей степени самобытную форму. Таким образом, личность представляет собой диалектическое единство как общего (физиологические признаки), так и особенного (психологические признаки и задатки). Также она включает в себя такие характеристики, которые связывают данного человека с общественной средой. Его поведение, деятельность, любые действия – все это отражается на состоянии и составе окружающей действительности, и на других людях.
Определяющим в личности является, в первую очередь то, в каких отношениях она находится с окружающей ее средой. Также очень важны функции, которые человек выполняет в жизни общества. Он может быть двигателем общественного прогресса, совершая благие поступки и направляя свою энергию в правильное русло, но также может быть и вредителем, который не подчиняется никаким общественным и моральным нормам и законам. Конечно, все зависит от того, какова была первичная социализация человека, его воспитание, какие нормы и ценности прививались ему еще на начальных этапах его жизни, в семье и в ближайшем окружении.
Проблема личности в социальной философии заключается в том, что не каждый человек может стать ею.
Существует несколько категорий граждан, которые, несмотря на то, что обладают всеми человеческими признаками, не поддаются объяснению как индивидуальности или личности. Это:
- маргиналы,
- преступники,
- лица без определенного места жительства,
- выходцы из неблагополучных семей,
- люди, проявляющие агрессивное (асоциальное, девиантное) поведение,
- люди, имеющие вредные привычки, которые противоречат общественным нормам.
В данном случае перед социальной философией встает вопрос о том, в какую группу отнести этих людей, и можно ли из них воспитать личности даже на самых последних этапах (например, когда человек достиг достаточно взрослого возраста и может не поддаваться коррекции).