Туранский элемент
Туранцы – это зороастрийское название восточно-иранских кочевых народов, противопоставляемых оседлым иранцам-земледельцам.
Зороастризм – это одна из наиболее древних религий мира, берущая начало от пророка Спитамы Заратустры.
Вопросы культурологии были наиболее полно освещены в работах ученых-евразийцев Н.С, Трубецкого, П.Н. Савицкого, П.П, Сувчинского, Г.В. Фроловского, В.Н. Ильина, П.М. Бицилли, Г.В, Вернадского, князя К.А.Чхеидзе.
Евразийская историософская и культурологическая концепция в Советской России была поддержана выдающимся отечественным мыслителем Л.Н. Гумилевым, который считал себя последним евразийцем.
В целом, само возникновение евразийства нельзя назвать случайным. Вернадский отмечал, что восточные или евразийские мотивы были всегда характерны для русского человека. Евразийцы в своих работах выделяли историософскую направленность учения, обозначая и движущиеся силы исторического процесса, к которым был отнесен и так называемый туранский фактор.
Туранскими или урало-алтайскими народами евразийцы считали угрофинские, самодийские, непосредственно тюркские и монгольские народы. Трубецкой сформулировал историческую заслугу монголов как заслугу объединения практически всей территории царской России, а позже и ее преемника – СССР, под властью единого государства. В связи с этим евразийцы связывают туранский фактор именно с тюркскими народами.
Вернадский, при рассмотрении проблематики туранского фактора в истории России считал, что внутриполитическая жизнь периода монгольского ига не была полностью подавлена, а только ограничивалась и искажалась монгольским владычеством. С распадом Монгольской империи и ослаблением Золотой Орды, местные политические силы Руси высвобождались от монгольской надстройки, приобретая все большие силы. Еще одна заслуга ига – ликвидация института демократического вече посредством подавления сопротивления городов. Вече перестало восприниматься как элемент власти и наступил период правления по принципу одного правящего дома.
В соответствии с монгольскими принципами государственного устройства, в северо-восточной Руси была сформирована великокняжеская система налогообложения и организации армии. В уголовное право добавились жестокие и деспотичные элементы уголовного права монголов.
В целом, евразийством туранский фактор оценивался в качестве положительного элемента для истории России, характерные тюркские черты, привитые русскому народу, стали прочным базисом для государственного строительства, позволившего Московской Руси стать одной и обширнейших мировых держав.
В соответствии с евразийской концепцией, туранский элемент для истории России является мощнейшим сплавом военно-административного, культурного и личностного начал Золотой Орды, которая направленно влияла на аморфные государственные образования и обеспечивала создание сильной, суверенной российской государственности.
Структура туранского фактора
Изучение евразийских источников дает возможность выделить структуру и ряд основных аспектов туранского фактора.
Военно-административный аспект включает:
- сильную, боеспособную, хорошо вооруженную и подготовленную, дисциплинированную армию Монгольской империи, обеспечивающую тщательную тактическую и стратегическую разведку сил противника;
- государственное устройство и управление Монгольской империи;
- государственное строительство Монгольской империи с использованием принципа правящего отбора, с четкой формулировкой в империи Чингисхана социально-психологических принципов и подходов к формированию чиновников-управленцев.
Культурный аспект предполагает взаимопроникновение русской и тюркской культур и психотипов, а также заимствование русской культурой отдельных тюркских слов и фольклорных элементов.
Личностный аспект включает:
- выдающуюся, пассионарную личность Чингисхана, пассионарные личности его последователей и полководцев монгольской империи;
- существенный личностный потенциал русского дворянства, ассимилированного с тюрко-монголами, перешедшими на службу русскому царю;
- тюрко-монгольские этнопсихологические черты, которые составили систему бытового исповедничества.
Во время монголо-татарского завоевания Руси, восточные обычаи не могли не распространяться по территории России, неся с собой изменения в культуре и быту. Коренные изменения претерпела одежда русских, длинные белые славянские рубахи и длинные штаны сменились золотыми кафтанами и цветными шароварами. Затворничество русских женщин также стало последствием монгольского захвата. Счеты, кофе, валенки, сходство стен кремлей в Москве и Пекине, схожесть российского и азиатского плотнического и столярного инструментов, колокола церквей и литейное искусство – также является примерами восточного влияния на культуру Руси.
Эрен Хара-Даван при характеристике масштабов заимствования русской культурой туранских элементов говорил, что благодаря культуре Востока, распространившейся на территории Руси, в словарь В. Даля включено свыше 200 слов обиходного русского языка тюркского происхождения.
В соответствии с евразийскими воззрениями, власть Золотой Орды не пренебрегала также сельскохозяйственной материальной культурой. Именно Батый положил начало хлебопашеству в степной полосе южной России, именно им были учреждены первые хлебные магазины.
Масштабы русско-татарской культурной ассимиляции могут быть оценены благодаря генеалогическому анализу некоторых русских фамилий. Например, Лев Гумилёв и Георгий Вернадский привели ряд примеров русских фамилий, имеющий тюркские корни: Тимирязев, Бердяев, Булгаков, Бунин, Гоголь, Карамзин, Рахманинов, Тургенев, Тютчев и пр.
Иными словами, воздействие на Русь туранского элемента нельзя считать односторонним. Объективно русская и тюрко-монгольская культура взаимно проникли друг в друга, а туранский фактор имел четкое культурное направление в равной степени на Восток и Запад.