Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

Милетская школа и проблема первоначала

Определение 1

Первоначало – это философская категория обозначающая некоторое вещество которое лежит в основе мира, из которого все возникает и в которое все возвращается.

Общие представления о Милетской школе

Замечание 1

Милетская школа философии является одним из наиболее ранних образцов философской мысли древнегреческого периода, ее представителей также часто называют натурфилософами, поскольку сфера их интересов лежала в первую очередь в осмыслении проблем природы, устройства мира, его законов и тесно переплеталась с проблемами естествознания.

Милетская школа получила свое название по имени процветающей греческой колонии Милета, располагавшейся в Ионии, на западном побережье Малой Азии. По этой же причине данную школу часто называют Ионийской, с подачи Диогена Лаэртского. Одной из основных проблем философов Милетской школы была проблема поиска первоначала мира. Мифо-религиозное объяснение его происхождения более не удовлетворяло мыслителей, в связи с чем они искали иную, более стройную и основанную на знании о природе теорию, способную прояснить не только то как возникла вселенная, но также как она устроена и как функционирует, каково ее будущее. К сожалению труды философов не сохранились до наших дней и их учения известны лишь благодаря цитатам и комментариям в более поздних источниках. Помимо философских размышлений философы-ионийцы уделяли много времени научных открытиям, они заложили основы физики, химии, биологии, гидравлики, геологии, астрономии и иных наук.

К числу представителей Милесткой школы относят:

  • Фалеса,
  • Анаксимандра,
  • Анаксимена.

Также к числу Ионийских философов часто причисляют и Гераклита Эфесского, проживавшего в Ионии, близ города Эфеса и тесно знакомого с традициями натурфилософии милетцев. Расцвет и закат Милетской школы непосредственно связаны с исторической судьбой самого города и всей греческой Ионии. Будучи процветающих торговым центром город породил плеяду знаменитых философов, чье влияние сказалось на всем дальнейшем развитии античной мысли, однако уже в начале пятого века до н.э. город попадает под влияние персов, и философская традиция в нем обрывается.

Учения Фалеса, Анаксимандра и Анаксимена

Фалес был первым натурфилософом и заложил проблематику и традиции всей милетской философии. Кроме того, Фалес много путешествовал будучи торговцем, он обучался у египетских и вавилонских мудрецов, благодаря чему имел весьма обширные представления о природе и астрономии, что позволило ему предсказать солнечное затмение 585 года до н.э. Основной сферой естественнонаучных интересов Фалеса выступала гидравлика, поэтому не удивительно, что в своей философской концепции именно стихия воды, была помещена мыслителем на место первоначала.

«Милетская школа и проблема первоначала» 👇
Помощь эксперта по теме работы
Найти эксперта
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Найти

Под водой Фалес понимал некую «влажность», обладающую порождающей силой. Согласно его учению из влажности произошло все сущее, она продолжает порождать объекты природы и по настоящее время. Мир представлялся Фалесу огромным диском, который держится на воде, мировом океане, над которым находится космос, состоящий из звездного свода, Луны и Солнца.

Объекты, порождаемые водой, рассматривались Фалесом как одушевленные. Главным свойством души, живого в тот период почиталось движение, а потому движение предметов под воздействием магнита рассматривалось Фалесом как надежное доказательство их одушевленности.

Анаксимандр был учеником Фалеса. Анаксимандр в качестве первоначала мира полагал некое беспредельное вещество – апейрон, чьи свойства остаются непознаваемыми. Апейрон обладает способностью порождать противоположности, в частности теплое и холодное, взаимодействие между которыми и создало окружающий мир.

Согласно Анаксимандру земля находится в центре мироздания, подобная срезу дерева. Она окружена тремя огненными оболочками, содержащими звезды, Солнце и Луну. При этом мир постоянно разрушается и создается вновь, возвращаясь к апейрону и снова выделяясь из него.

Анаксимен в свою очередь ввел новое представление о первоначале как о воздухе, а если точнее, о дыхании. В мире происходят процессы сгущения и разрежения благодаря которым формируются все вещества и объекты. Плоский диск земли окружён воздушным пространством и поддерживается дыханием мира, Луна, Солнце и звезды, также представляют собой плоские проекции, которые парят над Землей.

Учение Гераклита

Наиболее сложным и выдающимся было учение Гераклита Эфесского, прозванного также Темным. Подобное прозвище Гераклит получил не только и не столько за свой мрачный нрав и нелюдимость, сколько за сложность и неясность выдвигаемых им идей для современников. Его монументальный труд «О природе» хранился в печально известном храме Артемиды в Эфесе и погиб вместе с ним. Среди греческого общества ходили слухи, что тот, кто сможет прочесть сей трактат станет безумцем, а Сократ, высказался о произведении в том смысле, что понял из него немного, но то что ему удалось понять достойно всяческого восхищения.

Концепция Гераклита, как и многих его современников, дошла до настоящего времени в отрывках, однако можно утверждать, что философ выдвигал революционные и опережающие его время идеи. Можно выделить три его главных тезиса:

  • мир находится в постоянном изменении;
  • огонь представляет собой первооснову мира;
  • мир полон противоположностей, которые взаимосвязаны и борются между собой.

Первая идея отражена в таких широко известных высказываниях Гераклита как «Все течет, все изменяется» и «Нельзя войти в одну реку дважды». Гераклит подчеркивал динамичный и изменяющийся характер мироздания, его пластичность, движение, как основную форму существования.

Лучшей метафорой для отражения этой идеи стала стихий огня, выбранная Гераклитом в качестве первоосновы. Не следует понимать данную идею буквально, Гераклит включает огонь в круг взаимопревращений с другими стихиями, которые порождают друг друга и все вокруг, однако именно формы огня, его постоянная изменчивость и динамика, связанная то с затуханием, то разрастанием пламени, по мнению Гераклита лучше всего отражала процессы мирового движения. Мир цикличен, в начале каждого цикла он растет, а в конце затухает, чтобы вновь возродиться из пепла, словно пламя.

Наконец последняя идея является попыткой сформулировать закон диалектического противоречия или единства и борьбы противоположностей, чтобы было весьма непросто, так как в греческом языке того периода не было даже самого слова «противоположность». Гераклит пишет о том, что вещи противоположные друг другу сходны – сухое становится влажным, а влажное сухим. Но вместе с тем они находятся в противоборстве и только борьба есть истинная форма мира и источник его рождения и развития.

Дата последнего обновления статьи: 17.12.2024
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Крупнейшая русскоязычная библиотека студенческих решенных задач
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot