Биография философа
Фейербах родился в 1804 году, в Баварии в семье известного юриста и криминолога. Образование Людвиг получил в Гейдельбергском университете на кафедре теологии. Его учитель, Карл Дауба, принадлежал к числу «гегельянцев», он уделял основное внимание не зазубриванию материала, а развитию навыков мышления студентов, их способности правильно воспринимать и анализировать материал.
Получив образование Фейербах отправляется в Берлин, где в том числе посещает лекции самого Гегеля. Однако в столице он не задерживается на долго, вскоре мыслитель переезжает в Эрланген. В местном университете он сначала заканчивает курс естественных наук, а затем сам становится преподавателем философии. Среди его учеников были многие будущие представители немецкого материализма, в первую очередь К. Маркс и Ф. Энгельс.
В это же время начинается и философское творчество Фейербаха, центральной темой которого становятся взаимоотношения философии и религии. В 1830 году он создает анонимное произведение «Мысли о смерти и бессмертии», где впервые подвергает критике теологическое учение, и в частности идею бессмертия души. Затем выходит в свет «История новой философии от Бекона до Спинозы», а также ее вторая и третья части в которых рассматривается философские системы Лейбница и Бейля.
В первых двух произведениях Фейербах придерживается пантеистических взглядов, однако уже в комментариях к философии Бейля решительно проводит мысль о противоположность философии и религии, рассматривая последнюю как человеческое творение.
Высказывание подобных идей не проходит даром для Людвига – его лишают места преподавателя, и в последующим несмотря на старания его друзей, ему так и не удается вернуться к этой деятельности. Фейербах женится на владелице завода по производству фарфора, переезжает в деревню Брукберг и ведет весьма скромный образ жизни, отдавая все свое время философии.
После банкротства завода у семьи Фейрбаха возникают значительные финансовые сложности, и он переезжает на гору Рехенберг близ Нюрнберга. Там же и умирает в нищете в 1872 году.
К числу основных трудов Фейрбаха относятся:
- «Сущность христианства»;
- «Сущность религии»;
- «Основы философии будущего»;
Этика Фейербаха
Отказавшись от метафизики и мистики Фейербах стремится подойти к вопросам религии и этики с антропо-материалистической позиции. Философ вступает в жесткое противостояние с И. Кантом и его представлением о невозможности существования всеобщей этике, идеей нравственного императива, как сугубо индивидуальной категории.
Фейербах решительно восстает против такого понимания, и указывает, что для формирования чувства «Я», равно как и личных этических убеждений, человек, должен в первую очередь осознать существование другого, т.е. «Ты».
Идея о том, что «Я» человека никогда не бывает одиноко и всегда развивается в тесном взаимодействии с другими индивидами была обозначена как туизм, в противоположность эгоизму.
При этом нравственной основой любого поведения Фейербах указывает стремление человека к счастью. В любом своем действии, стремлении личность стремится обрести счастье, даже если этой действие напрямую не удовлетворяет потребности самой личности или наоборот угнетает ее (самопожертвование). В этом случае Фейербах указывал на то, что само понятие счастье человек познает опять-таки в системе межличностных взаимоотношений, а потому счастье других имеет для него не меньший вес, а часто куда больший чем его личное. И даже жертвую жизнью (например, в экстренной ситуации) человек все равно руководствуется стремление к счастью, но других людей – его семьи, близких, друзей, соотечественников и т.д.
Проблема религии в философии Фейербаха
Рассматривая процесс происхождения и становления религии, ее роли в обществе и развитии человечества, Фейербах хотя и стоит на атеистических позициях, но все-таки отказывается от достаточно грубого утверждения ранних атеистов семнадцатого века, считавших религию плодом невежества. Философ уделяет большое внимание психологическому аспекту появления религиозных идей, выводит их из природы человека и его потребностей. Его основные тезисы звучат следующим образом:
- человек и природа есть единственные реальности;
- человек порождает идеи, которые существуют не сами по себе, а лишь как плод его умственной работы;
- бог – это идея, порожденная человеком.
Обосновывая возникновение идеи бога, Фейербах опирается на принцип антропоморфизма. Человек, даже самый образованный, стремится наделить человеческими чертами предметы и объекты окружающего мира, особенно если тесно связан с ними эмоционально. Так, человеческие черты приобретают домашние питомцы или, напротив, опасаясь какого-либо явления (грозы, финансового кризиса, экзамена) люди также приписывают ему человеческие характеристики – злой, коварный, жестокий и т.д.
Руководимый стремлением к счастью человек вместе с тем видел значительный разрыв между желаемым и реальным уровнем его удовлетворение. Стремление заполнить эту бездну, привело к появлению идеи сверхсущества обладающего всеми идеальными качества. Это существо оформилось в идею бога, который будучи идеальным затем «создал» людей, которые таким образом получили иллюзорную причастность к недоступному в настоящий момент счастью.
Фейербах настаивает на мысли, что религия – это большая иллюзия, призванная помочь человеку преодолеть его личные невзгоды и тяжести его жизни и помочь стать более счастливым. Именно по этой причине на протяжении веков в религиозных идеалах концентрировались лучшие качества человека, его моральные и нравственные стороны. Однако по мнению философа в настоящее время для религии не остается места. Точно также как современный судья или врач не нуждается в подношениях Фемиде или Асклепию для выполнения своих обязанностей, так и человек вооруженный достижениями науки и философии не нуждается в религии для обретения счастья в жизни. Разоблаченная в своем иллюзорном происхождении религия должна исчезнуть и остаться лишь на страницах истории.