Понятие этногенеза
Этногенез – это советская и российская концепция антропологии, основанная на примордиализме.
Примордиализм – это теоретическое направление в гуманитарных науках, которое занимается рассмотрением культурно отличительных и социальных групп, например, этнических и расовых.
Палеоэтногенез – это процесс формирования этносов разных метаэтнических общностей, то есть групп этносов, которые сложились как результат их продолжительного культурного взаимодействия или политических связей.
Выделено несколько форм палеоэтногенеза:
- этноязыковые, включают германцев, славян, тюрков, арабов;
- этнорасовые – Латинская Америка;
- этнокультурные – жители территорий Сибири, Кавказа и Поволжья;
- этнополитические – британцы и швейцарцы.
Мезоэтногенез – это процесс формирования этносов типа народностей, то есть этносов, которые находятся между нацией и племенем. Мезоэтногенез совпадает с образованием раннеклассвого государства, а позже именно на базе этносов типа народностей формируется большая часть современных наций в развитых государствах.
Неогенез – это этногенез в Новом и Новейшем времени, который протекает на территории Африки, Америки, Океании и Азии и в котором участвуют как представители ранее сложившихся этносов, так и местные этнические группы разных стадий этногенеза.
Факторы этногенеза Л. Н. Гумилёва
Лев Николаевич Гумилев – наиболее яркий и спорный представитель в отечественном гуманитарном знании ХХ века. Его работы по истории и этнологии продолжительное время запрещали публиковать. Только на закате жизни ученого, в перестройку, его работы получили массовый тираж, был создан «Фонд Л.Н. Гумилёва» и началось изучение его богатого наследия.
Работа «Этногенез и биосфера Земли» содержит разработанную биосферную концепцию культуры, объясняющую процесс возникновения и развития культуры посредством естествознания. В его учении одновременно рассматрен этногенез, то есть происхождение народов, и культурогенез – эволюцию национальных культур.
Гумилёв рассматривал этносы в качестве природных явлений. Он ввел понятие пассионарности, считая ее наиболее значимой характеристикой этноса.
Пассионарность – это особый тип энергетической характеристики общества, непреодолимое внутреннее стремление (может быть осознанным или неосознанным) осуществлять деятельность, направленную на достижение цели, зачастую иллюзорной.
Пассионарная особь видит цель ценнее собственной жизни, а уж тем более ценнее жизни окружающих. Пассионарность является энергетической характеристикой.
Гумилёв был убежден, что у человека есть собственное энергетическое поле, природа которого загадочна. Он ссылался на Вернадского В.И. с его концепцией биогеохимической энергии живого вещества биосферы. Пассионарность – это форма зависимости, поэтому она ведет себя так, как положено энергии – переходить в иные формы, формируя энергетические, то есть пассионарные поля. Человек может иметь различную пассионарную энергию – высокую или низкую, то есть это качество врожденное и не поддается никакой коррекции. Уровень пассионарности для этноса в целом может быть определен совокупностью индивидуальных пассионарных полей.
Гумилёвская пассионарная теория получила неоднозначную оценку у представителей разных наук. Очень благожелательно ее встретили географы, геологи, зоологи, ботаники и философы, но никакого интереса к ней не проявили историки, филологи и востоковеды. Отдельная часть этнологов вообще не разделяет эту теорию Гумилёва.
Уровень пассионарной энергии в каждом отдельном этносе определяет его судьбу в любой рассматриваемый исторический момент. Низкий уровень пассионарности предполагает равновесие с окружающей средой. Когда равновесие нарушается тем, что этнос получает заряд энергии – пассионарный толчок из космоса. Взрывом пассионарности создается так называемое пассионарное поле, у значительной части особей, которые находятся на территории, охваченной взрывом, создается настрой, связанный с повышенной активностью, характер такой активности определен местными условиями ландшафта, климата, культуры и прочими обстоятельствами.
Пассионарный толчок достаточно редкое явление. Гумилёв насчитал всего 9 таких толчков, которые произошли на евразийском материке, когда каждый из них породил и внес изменения в историческую судьбу нескольких цивилизаций. 9й случился в XIII веке и привел к расширению Литовского княжества, возвышению Москвы, созданию Оттоманской Порты и росту могущества Эфиопии.
Гумилев основывался на том, что нет вечных этносов. Место древних шумеров, хеттов, филистимлян, дарданов, этрусков и венетов заняли парфяне, эллины, литины и римляне, которые выделились из латинов и других италиков. Однако и они позже уступили свое место итальянцам, испанцам, фанцузам, грекам, туркам, таджикам, узбекам и казахам.
История человечества демонстрирует, что народы, которые процветали 5 тысяч лет назад, сегодня полностью исчезли. Из тех, кто был велик 2 тысячи лет до нашей эры, остались только скромные осколки, повествующие об их деятельности. Существующие в Х веке этносы еще живут на планете, но претерпели ряд сильных изменений. Очевидно, и в дальнейшем будут отмечаться изменения и исчезновения отдельных этносов. Почему это происходит и в соответствии с каким механизмом – центральная задача этногенеза.
Л.Н. Гумилев в разработанной им теории этногенеза соединил геобиохимию с системологией и исторической географией, базируясь на том, что этнос в качестве биосоциальной общности представлен порождением и частью биосферы, но одновременно с этим является продуктом социальной эволюции. Этносы, как биосоциальные общности, рождаются, живут и умираю не только в соответствии с социальными, а в большей степени с естественными законами природы. Каждая этническая система обладает своей историей, укладывающейся в схему: толчок-подъем-перегрев-упадок-затухание, с отмечаемыми на каждом этапе индивидуальными зигзагами.