Общая характеристика статьи
Среди произведений классической немецкой философии едва ли есть одно, которое обладало бы такой же живой, духовной и художественной формой, как небольшая статья Гегеля «Кто мыслит абстрактно?» И хотя стиль и способ изложения статьи больше напоминает работы Гельвеция и Дидро, ее содержание посвящено идее конкретности истины.
Мышление абстрактно, сложно мыслить конкретно, чтобы понять с помощью абстракций истинную сущность того или иного предмета или явления. Разработка односторонних абстрактных определений является лишь частью понимания явления в единстве его разнообразия, в его сущности и специфичности, в его конкретности. Мысль, которая реальна и значима по самой своей природе, по своей цели и задаче, конкретна.
Путь, на котором можно прийти к такому конкретному пониманию, может заключаться в рассмотрении истории, процесса возникновения и развития предполагаемого явления в выявлении тех множества различных условий его существования, которые в целом определяли его текущее состояние. Метафизическая мысль, в том числе и обывательская, ограничена односторонними абстракциями, односторонними определениями, а потому неизбежно субъективна.
Статья начинается с ироничного, вопрошающего обращения к читателю, и этот ироничный, вопрошающий тон сохраняется на протяжении всей статьи. Несмотря на то, что обращение Гегеля безлично, становится ясно, что оно адресован в первую очередь тем, кто считает абстрактное мышление почти неприличным.
Между тем Гегель пишет, несмотря на то, что мир не любит объяснений и абстракций, он все же рекомендует прочитать статью, потому что нельзя любить или не любить то, чего не знаешь. По мнению Гегеля, большинство не знает правильного понимания абстрактного мышления. Поэтому, он объясняет, что статья как раз о том, что любые объяснения излишни, и именно по той причине, что светское общество знает, что такое «абстрактное», и избегает этого. Автор уверяет своих читателей, что не собирается «выталкивать» «абстрактное» и мысль в какую-либо другую форму, чтобы, привыкнув, мир посчитал это понятным и узнаваемым.
Рисуя несколько ярких образов жизни, Гегель тонко высмеивает такую субъективность «абстрактного» мышления:
- базарного торговца,
- австрийского офицера,
- разных людей в толпе, пристально смотрящих на казнь убийцы.
Гегель ставит перед собой задачу «примирить общество с самим собой», потому что оно пренебрегает абстрактным мышлением, но при этом имеет в душе определенное уважение к чему-то возвышенному, и избегает этого не потому, что считает абстрактную мысль чем-то недостойным, низким, пошлым, а потому, что считает ее «чем-то слишком большим и значительным», аристократичным и даже экстравагантным, как одежда, наличие которой выводит человека за пределы общества, делает его смешным или слишком старомодным.
Статью «Кто мыслит абстрактно?» Гегель написал в Берлине, в последние годы своей жизни.
Основные идеи статьи
В своей статье Гегель заявляет, что абстрактно мылит не образованный человек, а необразованный, потому что для порядочного общества образованных людей такое мышление слишком простое, ограниченное. ничтожное и пустое. Гегель приводит убедительные аргументы в пользу этого утверждения. В качестве первого примера абстрактной мысли автор приводит казненного убийцу. Большая часть собравшейся на спектакль толпы видела в нем только убийцу, приговоренного к смерти; для них этот человек безликий, бездушный, они не хотят знать, почему он совершил преступление, какая у него была жизнь, была ли у него семья, родители, дети. Он нечто абстрактное, «убийца» уже не человек. И если дама заметит, что убийца – интересный мужчина, она будет обречена, потому что, по общему мнению, абстрактно мыслящей толпы, которая видит лишь узкий фрагмент действительности, эта дама ведет себя неприлично.
Такой подход характерен для людей с абстрактным мышлением. Даже если знаток человеческой натуры обнаружит, что у заключенного, приговоренного к смертной казни, было трудное детство, что он был несправедливо наказан и в результате разозлился на все гражданское общество, или что человек совершил убийство, чтобы защитить свою жизнь – такая толпа скажет, что хочет оправдать убийцу. Не преступник, а убийца – узкий фрагмент всей человеческой личности приговоренного к смертной казни.
Далее автор показывает еще один пример абстрактного мышления – покрытое цветами колесо с прикрепленным преступником, иронично отмечая, что «христиане любят устраивать крест с розами, а точнее розы с крестом, чтобы соединить розы и крест». Гегель называет крест виселицей, которая давно превратилась в святилище, орудие бесчестной казни, потерявшее свое первоначальное значение и теперь объединяющее в одном образе «высшее страдание и глубочайшее унижение с блаженством». Он описывает крест, увитый цветами сентиментального тщеславия. И здесь, считает Гегель, абстрактная мысль не позволяет уклониться от стереотипа мученика, мученического креста.
Таким образом, Гегель говорит в своей статье о том, что абстрактные мысли принадлежат бескультурной, необразованной части общества.
При этом не считая, что эта часть общества является исключительно «низшими слоями» населения. Гегель вовсе не шутит, обнажая преувеличенную пустоту «обычных» представлений, за пределы которой не выходит претенциозное полуобразование.
Основополагающими характеристиками абстрактного мышления он называет:
- ограниченность мышления,
- неспособность мыслить широко, за пределами определенных рамок,
Абстрактные отрывочные мысли допускаются только в условиях незнания, наличия больших пробелов. Но по мере накопления знаний и заполнения пробелов деятельность мыслящего человека должна становиться все более самостоятельной и творческой. Для человека в условиях прогрессивного знания должно и характерно постепенно выходить за рамки рационального мышления.