Прогресс – это направленное развитие при котором происходит движение от низших форм организации к более высоким и совершенным.
Развитие идеи прогресса общества в философии
Представление о прогрессе зародилось еще в античной философии и сразу же стало объектом яростных дискуссий приверженцев различных философских взглядов и концепций. Представление о прогрессе как таковом и о развитии вообще, получает свое признание только в диалектических философских системах, в то время как метафизические рассматривают его как иллюзорное, несущественное понятие, в силу неизменности субстанциональных первоначал мира.
Однако способность человечества к накоплению знаний и их передаче от поколения к поколению отмеченная еще древними, реализовалась в Новое время в виде зарождения научного подхода к миру, который сам по себе предполагал возможность развития и роста самого знания, а значит и способностей человека к управлению природой и самим собой. В эпоху Просвещения сформировались идеалы общественного прогресса, тесно связанные с прогрессом научного знания, и веру в способности науки разрешить все социальные проблемы человечества.
Однако уже на рубеже девятнадцатого и двадцатого веков идеалы прогресса получили критическое осмысление, т.к. внедрение рациональности и научных новшеств дало противоречивые результаты - не только улучшение комфортности жизни отдельного индивида и общества, но новые общественные волнения и процессы, а также новые массовые способы ведения войны и террора.
Прогресс перестал восприниматься как линейный и безусловный процесс в человеческом обществе, а лишь как одна из альтернатив общественного развития. Развитие как череда необратимых изменений общественной структуры в свою очередь может привести как к прогрессу, так и к регрессу общества, что нашло свое отражение в цивилизационном подходе Тойнби и Шпенглера.
Подходы к понимаю общественного прогресса
Множество теорий общественного развития и прогресса можно обобщить в три подхода:
- естественный,
- стадиальный,
- эволюционный.
Естественный подход предполагает, что способность к развитию и прогрессу является врожденной для человеческого общества и представляет собой естественное следствие его существования. Базой прогресса выступает рациональный характер человеческого сознания, его способность к накоплению и переосмыслению знаний.
Стадиальный подход базируется на диалектических принципах. Согласно ему в самом устройстве общества существуют некие противоречивые процессы, рост которых вызывает обострение конфронтации и ее последующее разрешение, через переход на более прогрессивную стадию общественного устройства. Стадиальная модель используется многими теория, от формационной теории марксизма, до теории постиндустриального общества. При этом в качестве источника общественного прогресса как правило рассматриваются материальные параметры общества – уровень развития производительных сил, технический уклад общества и т.д. Совершенствование способов хозяйствования и рост их производительности влечет за собой перестройку всей социальной системы на новых основаниях.
Эволюционный подход отрицает идею стадиальности общественного развития. С позиции его теорий, развитие и прогресс общества обусловлен возрастающей сложностью общественно-исторических задач с которыми оно сталкивается. Для решения этих задач общество вынуждено адаптироваться, создавать новые институты и дифференцировать свою структуру. Параллельно с процессами дифференциации должны протекать и процессы интеграции, налаживания новых обобщающих связей между элементами общества для сохранения его целостности.
Задачи и критерии прогресса общества
Несмотря на существование стадиальных теорий, которые задают достаточно жёсткие рамки и механизмы общественного развития, обуславливая прогресс общества как целенаправленное движение, в действительности в исторической ретроспективе, человеческое общество само по себе вряд ли ставило осознанные цели своего прогресса.
Человек в своих представлениях о благополучном будущем исходил из актуальных ему потребностей сегодняшнего дня, которые были продиктованы его социобиологической природой и связаны в первую очередь с повышением комфортности и безопасности среды обитания, обеспечения ее стабильности и снижения степени тяжелого физического труда. И общественное развитие неосознанно протекало по пути решения данных задач, в первую очередь технологическими способами – через внедрение машинного труда, перераспределение занятости населения из сферы производства в сферу услуг, создание искусственной среды обитания, независимой от капризов природы, увеличения скорости реализации всех процессов – от производства сельскохозяйственной продукции, до передачи информации.
Как следствие уже в современном постиндустриальном обществе перед человечеством встали качественно новые проблемы, порожденные самим прогрессом, в первую очередь проблема психофизиологической ограниченности человека и его несоответствия реалиям современного мира. Человек переживает психологическую перегрузку, связанную с неконтролируемыми объемами производимой и потребляемой информации, высокой динамичностью общественных процессов, требованием сверхусилий в профессиональной среде из-за плотной конкуренции, переизбытка человек-человеческого взаимодействия, при котором другие люди перестают восприниматься как субъекты и становятся объектами, инструментами, ухудшения экологии и т.д.
В соответствии с данной проблематикой, в качестве актуальных критериев общественного прогресса выделяют:
- развитие экономики;
- рост уровня гуманизации;
- нравственно-духовный прогресс общества.
Экономический критерий связан с повышением производительности труда, устранением бедности и дефицита. Хотя в западных странах данный критерий находится на высоком уровне, в рамках глобального мира следует констатировать, что его прогресс достигается за счет жесткой эксплуатации стран третьего мира играющих роль сырьевых баз и дешевых производственных комплексов.
Гуманизация общества предполагает увеличение степени свободы его членов, их защищенности, доступа к благам и ресурсам, достижениям культуры и образованию, одним из ключевых показателей является продолжительность жизни. В тоже время гуманизация заключается и в снижении стрессового воздействия производственной эксплуатации, которая в современном обществе только растет.
Нравственно-духовный прогресс предполагает выработку универсальной, общечеловеческой морали, повышение нравственных качеств каждого отдельного индивида, его способности к творческой самореализации и самоактуализации в жизни.