Проблема истины – это проблема соответствия совокупности человеческих знаний объективным явлениям и процессам реальности.
Понятие и модели истины
Проблема истины поднималась философами с древнейших времен в самых различных аспектах. Исторический анализ развития данного понятия позволяет заключить, что истина достаточно плюралистическое явление, что безусловно само по себе противоречит общепринятому пониманию истины. Вместе с тем одним из первых разломов в понимании истины стало разделение на онтологическую и гносеологическую ее концепцию, т.е. понимание истины как неотъемлемой части и свойства бытия, способность материального или духовного мира быть истинным, т.е. непротиворечивым, настоящим и доступным для человеческого понимания, либо понимания истины как атрибута знаний, как качественной характеристики его соответствия или несоответствия определённым критериям.
Обе концепции сформировались в период античности. Гносеологическое представление о истине достаточно быстро стало доминантным и получило наибольшее развитие, хотя в некоторых современных концепциях содержатся отсылки и к онтологическим представлениям.
В зависимости от особенностей исторической эпохи и спектра задач, стоящих перед обществом, сформировался целый ряд концепций истины, которые остаются актуальными по настоящее время. К ним относятся:
- классическая,
- априористская,
- прагматическая,
- экзистенциальная,
- когерентная,
- конвенциональная,
- диалектико-материалистическая.
Классическая концепция является наиболее древней. Она формирует понимание истины как соответствия между знанием и действительностью. Основой классической концепции служит интуитивная вера в полноту и адекватность человеческих возможностей восприятия действительности, что позволяет сопоставлять получаемые знания с ней и определять их ценность. Классическая концепция по настоящее время пользуется значительной популярностью, особенно в научных кругах, поскольку отвечает потребности ученых предполагать, что они исследуют объективные закономерности мира, а не собственных продуктов психической деятельности.
Вместе с тем, несмотря на кажущуюся простоту классическая концепция имеет ряд значимых проблем, попытки преодоления которых привели к развитию иных концепций. К числу основных проблем можно отнести:
- проблему действительности,
- проблему познания,
- проблему соответствия.
Классическая концепция позволяет трактовать действительность как в материалистическом, так и идеалистическом ключе. Наиболее адекватной категорией отражения действительности в настоящее время принят научный факт, а ее познание осуществляется опытным путем. Разрешение проблемы соответствия привело к тому, что в рамках классической концепции может быть оценена истинность лишь повествовательных суждений, сформулированных согласно правилам формальной логики, что значительно ограничивает поле ее применимости.
Постклассические концепции
Попытки преодоления ограничений и проблем классической концепции истины, которые особенно остро были осознаны в классический период философии, в новое и новейшее время, привели к возникновению на ее основе новых концепций, сохраняющих главный принцип соответствия знания действительности, но дополняющих его иными условиями.
Концепция когерентной истины в качестве такого условия вводит целостность, системность и непротиворечивость знания. Однако данная концепция также использует аппарат формальной логики, что делает ее достаточно ограниченной и не применимой к научным областям, выходящим за ее рамки. Более того когерентная истина вступает в прямое противоречие с диалектическими представлениями о бытии, как содержащим внутренние противоречия в качестве источника своего существования.
Диалектико-материалистическая концепция истины развивалась в трудах К. Маркса и его последователей. Она предполагает понимание динамической природы и процессуального характера истины, как постоянного соотношения ее абсолютности (как признака целостного, окончательного и завершенного знания) и относительности (как признака современного знания – не окончательного и не завершенного). Таким образом истина представляется не как конечный результат познания, а как сам процесс познавательной активности субъекта, каждый промежуточный итог которого все больше приближает человечество к абсолютно истинному знанию.
В качестве дополнительного критерия в диалектико-материалистической концепции была предложена практика, как материальный, социально-исторический феномен, за счет которого в рамках многократного воспроизведения знания происходит установление его истинности. Вместе с тем, в настоящее время критерий практики может быть применим далеко не ко всем областям науки.
Некласические концепции
Параллельно с классической развивались и иные концепции истины предлагавшие альтернативный взгляд на само понимание данного термина.
Априористская концепция базируется на представлении о существовании врожденных идей, которые вложены в человека некой высшей сущностью (богом, природой, вселенским разумом) и которые тот может осознать благодаря определенным практикам, способам познания мира и т.д. В настоящее время наиболее характерна для различных религиозных течений.
Конвенциональная концепция рассматривает истину как соглашение – гласное или негласное между участниками определенного сообщества. Конвенциональная модель предполагает, существования неопределенного множества истин, которые соответствуют существованию множества сообществ, и могут взаимно противоречить друг другу, как например, вступают в противоречия теории различных научных школ.
Прагматическая концепция возникла в англо-американской философии (Юм, Беркли). Согласно ей критерием истины выступает польза – практическая или теоретическая, которая вытекает из нового знания.
Экзистенциальные концепции указывают на субъективный характер истины, ее тесную связь с творческих развитием личности, ее способностью выходить за рамки обыденного восприятия окружающей реальности. Истина может быть получена личностью через откровение, через перенесение страданий и духовном росте. Наконец истина как характеристика бытия, перманентно присутствует в мире, однако технократически-потребительное развитие человечества, препятствует ее осознанию, которое становится возможным при отрешенном созерцании мира.