Обратная перспектива – это система изображения, принятая в живописи Византии и Древней Руси, в которой изображаемые предметы представлены увеличивающимися по мере удаления от зрителя.
Биография П.А. Флоренского
Флоренский Павел Александрович – религиозный мыслитель, ученый-энциклопедист. Родился в 1882 году в г. Евлаха на территории современного Азербайджана. Окончил 2-ую Тифлисскую классическую гимназию, накануне окончания которой испытал духовный кризис, который был толчком к формированию у него интереса к религии и к математическому идеализму, объясняющему все закономерности бытия чистой математикой.
В 1900 году он поступил на отделение математики физико-математического факультета Московского университета. На Флоренского большое влияние оказал профессор Н.В. Бугаев, автор труда «Прерывные функции» и теории эволюционной монадологии. Флоренский в своем труде «О символах бесконечности» 1904 года, который был первым отечественным трудом по теории множеств, соединил идеи Бугаева и Кантора Г., автора теории множеств.
Свою кандидатскую работу «Об особенностях плоских кривых как местах нарушения ее непрерывности» Флоренский рассматривал в качестве части неосуществленной большой философско-математической работы «Прерывность как элемент миросозерцания». Параллельно с занятиями математикой он принимал активное участие в развитие студенческого историко-филологического общества, созданного С.Н. Трубецким, и в его же семинаре по древней философии. Флоренский под руководством Трубецкого написал работу «Идея Бога в платоновском государстве».
Концепция «Обратной перспективы»
Перспектива – это система изображения реальных предметов на плоскости, в соответствии с их зрительным восприятием человеческим глазом или геометрический способ изображения художественного пространства. Иногда под перспективой понимают вид в даль, на далеко расположенные предметы.
П.А. Флоренский – выдающийся русский философ и религиозный мыслитель – в начале ХХ века писал, что две системы перспективы – прямая и обратная являются прототипами двух видов отношения к жизни – внутреннего и внешнего, то есть двух типов культуры. Однако перспектива – это также разное отношение художника к изображаемому пространству.
Как свидетельствует история живописи, прямая перспектива была известна уже в Древней Греции с V века н.э., однако с X-XI веков в искусстве Византии были утверждены приемы обратной перспективы. В России она утвердилась в конце XIV века, став условием высокой, духовной художественности.
Линейная и прямая перспектива могут объединяться в единое целостное выражение – прямолинейная.
На Руси принцип обратной перспективы применялся в первую очередь при написании православных икон.
Икона представляет собой окно в священный мир, этот мир распахивается перед человеком, который смотрит на икону в данный момент, как бы раздаваясь вширь, то есть простирается.
Обратная перспектива представляет пространство не от мира сего, которому характерны свойства, отличающиеся от свойств земного пространства, не доступных для телесного зрения и не объяснимых логикой здешнего мира.
Иконы не могут быть отнесены к произведениям искусства в привычном смысле слова. Они не являются картинами. Живопись экспрессионистов и живопись абстрактная должны отображать переживания художника, переживания, изменяющие и нарушающие пропорции предметов и событий, а также цветовые соотношения между ними, деформируя при этом предметы до неузнаваемости или вообще обходясь без предметных образов.
Однако даже в таком случае разного рода эксперименты с цветом, линиями и разнообразными способами интерпретации пространства на двухмерной поверхности картины не выводят зрителя в мир иной природы, пространственных и временных шкал и других ценностей.
Одна из причин, затрудняющих восприятие и понимание древнерусских икон, - это особый способ изображения пространства и земных и небесных существ и предметов, находящихся внутри него.
Люди смотрят на картину глазами европейца, и изображенное на ней является похожим на то, что может видеть человек в окружающем его мире. Важнейший фактор, объясняющий правдоподобность европейской живописи – это применение в изобразительном искусстве Европы линейной перспективы.
Учение о перспективе начало формироваться в XIII веке, что стало событием, внесшим достаточно заметные изменения в судьбу всей культуры Европы.
Перевод христианского предания на язык живущих на Земле и открытие способа изображения трехмерного пространства на плоскости посредством линейной перспективы ознаменовали наступление новой эпохи в искусстве Европы – реализма.
Отношения к пространству у создателей икон Древней Руси было абсолютно иным. Пространство не нашего мира обычно на иконах изображалось сплошным золотым фоном, а предметы внутри него и их взаиморасположение давались в обратной перспективе.
Обратную перспективу не следует воспринимать в качестве неумения изображать пространство. Иконописцы Древней Руси не приняли линейной перспективы, познакомившись с ней впервые. Обратная перспектива сохранила свой духовный смысл, но стала при этом протестом против соблазнов плотского мира.
Зачастую использование обратной перспективы имело ряд преимуществ: например, благодаря ей можно разворачивать строения таким образом, что они открывали заслоненные ими детали и сцены, что позволяло расширить информативность иконного повествования.
При прямой перспективе линии сходятся в одной точке, лежащую в глубине плоскости изображения. Именно так воспринимаются изображенные предметы. При обратной перспективе отмечается обратная ситуация – линии сходятся в единую точку, лежащую в глубине плоскости изображения. Именно так человек воспринимает предметы.
В ситуации обратной перспективы отмечено обратное – линии сходятся в точке, лежащей за пределами картины. Этому приему характерен глубоко символический смысл:
- во-первых, он должен демонстрировать неземную сущность бытия, в которой существуют персонажи иконы;
- во-вторых, прием схождения линий в зрительном пространстве смотрящего как бы демонстрирует ему благодать, которая изливается из мира небесного святого в наш грешный земной мир.