Современная китайская философия - это понятие охватывающее временной период с середины XIX века по настоящее время, содержанием которого являются процессы пересмотра традиционной философии Китая, под воздействием западной философии, науки, религии, идеологии и политики, а также поиски нового философского базиса страны.
Движения «западников» и «традиционалистов» в китайской философии на рубеже веков
На протяжении тысячелетий своей истории Китай оставался достаточно консервативным в своем философском развитии, в нем доминировали и развивались идеи конфуцианства, буддизма и даосизма, основы которых были заложены великими учителями еще в шестом веке до н.э. Во многом такому положению вещей способствовала политика изоляции, практиковавшаяся китайскими императорами. Однако активное вмешательство технологически более развитых и агрессивных западных стран не только положили конец изоляции, но и показали несоответствие традиционных концепций требованиям современности, их неспособность не только сделать Китай мировой державой, но даже отстоять собственный суверенитет.
Кризис китайского государства и общества требовал изменения философско-религиозных устоев жизни, пронизывавших весь социум и создания новой философии, такой что способствовала бы проведению прогрессивных реформ, активизации политической и личностной жизни населения Китая, установлению адекватных форм власти, общественной жизни, науки и производства. Мыслители Китая рассматривая происходящие процессы с точки зрения «догоняющих» традиционно разделились на два противоборствующих лагеря – тех, кто делал акцент на западной философии и образе жизни, и тех, кто отстаивал ценность и непогрешимость традиционных устоев. К числу наиболее влиятельных мыслителей данного периода можно отнести:
- Тань Сытуна,
- Сунь Ятсен,
- Ху Ши.
Философские воззрения Тань Сытуна можно условно отнести к числу «традиционалистским». В отличие от многих современников он не отвергал основы конфуцианского учения, а напротив, стремился переосмыслить и модернизировать его на основе опыта западной цивилизации. Остро воспринимая разницу в социальном, политическом и технологическом развитии Китая и запада, философ стремился найти «секрет развития» западного мира и на его основании создать программу реформ способную сделать Китай современным и сильным государством. Из всех принципов конфуцианства Сытун сосредоточил свое внимание на Чжень – гуманности, проявление которого он находит в различных зарубежных философиях и религиях от буддизма до европейского просвещения.
В своей философии Сытун дополнил принцип Чжень, новым принципом взаимосвязанности (Тун), который приобрел материальный носитель – эфир (на конец девятнадцатого века приходится расцвет эфирной теории). Таким образом согласно его идеям гуманизм отдельного человека связан со всем миром, и проведя ряд постепенных реформ гуманизирующих китайское общество – убирающих социальное и гендерное неравенство, ликвидирующих схоластическую науку и заменяющих ее наукой и просвещением, можно добиться расцвета Китая на синтезе традиционных и зарубежных идей.
Философские идеи Сунь Ятсена и Ху Ши
Данных мыслителей можно отнести к числу «западников» в Китайской философии. Идеи Сунь Ятсена сконцентрированы вокруг социального преображения Китая и во многом основываются на постулатах зарубежных социал-демократических движений. Сунь Ятсен активно участвовал в политической жизни страны, став своеобразным «конфуцием современности», он заложил основные принципы, предопределившие развитие Китая в двадцатом веке:
- национализм,
- народное благосостояние,
- народовластие.
Сунь Ятсен настаивал на проведении коренных реформ как политики и экономики, так и мировоззрения, и традиции Китая. Он ратовал за перераспределение земли в пользу крестьян, введение принципов равенства в отношении возможностей развития каждого члена общества, построение демократического государства с пятью ветвями власти.
Важным пунктом философии и деятельности Сунь Ятсена стало преодоление пассивности китайского населения, опровержение философского принципа «познать легко – сделать трудно», и замена его на прямо противоположный.
Еще более прозападных позиций придерживался лидер «интеллектуальной революции» Ху Ши. Ху Ши противопоставлял «материализм» восточной философии, под которым он понимал приземленность и примирение с текущим положением дел, с рационализмом западной, которой приписывал стремление к развитию, активность, поиск и открытие нового.
Ху Ши выступал противником революционного движения, он считал, что преобразование общество возможно через последовательное проведение микро реформ, нацеленных на решение конкретных проблем, в духе американского и британского прагматизма. Важны условием успешности политики реформ Ху Ши называл разрушение системы традиционного мировоззрения и идеологии Китая – конфуцианства, с его принципами подчинения и стабильности, а также даосизма, с его установкой на недеяние.
Маоизм и новое конфуцианство
После победы коммунистической революции в Китае, вся философская и духовная жизнь в стране стала перестраиваться на рельсы марксизма-ленинизма, данного в переосмыслении главного мыслителя и «кормчего» компартии Мао Цзэдуна.
Философия и практика маоизма предполагала введение основных положений диалектического материализма, с учетом опыта прошедшей социалистической революции в России, а также под влиянием традиционной китайской мысли. Так принцип «единства и борьбы противоположностей» занял центральное место, но при этом был видоизменен в соответствии, с китайским пониманием. Место борьбы, приписываемой европейским дуалистическим пониманием мира, заняло взаимодействие, в котором противоположности не только неразрывны, но и взаимозаменяемы.
В ходе «культурной революции» Мао подверг значительной критике философские системы прошлого, обвиняя конфуцианство в поддержке отсталых феодальных взаимоотношений, а даосизм и буддизм, в принципе не рассматривались как системы, имеющие какую-либо ценность.
Несмотря на долгое доминирование принципов маоизма, уже в 80-х годах прошлого века начался новый этап обращения и переосмысления традиционной китайской философии, который получил название нового конфуцианства. Его главным представителем стал Аи Цзэхоу, а основными идеями – стремление отыскать рационалистические и гуманистические принципы традиционного конфуцианства, чтобы на их основе переосмыслить и реализовать в китайской действительности главные достижения зарубежных культур.