Карл Густав Юнг – это знаменитый психолог и психоаналитик, основатель аналитической психологии, исследователь коллективного бессознательного.
Биография Юнга
К.-Г. Юнг родился в 1875 году в Швейцарии. Отец Юнга был протестантским священником, в связи с чем семья Юнга неоднократно переезжала, ввиду назначений отца в разные приходы. Большое впечатление на Юнга оказала его мать, которая была весьма депрессивной и загадочной натурой. По ее собственным утверждениям она общалась с духами по ночам, а однажды Юнг увидел выплывающее из ее комнаты светящееся приведение у которого голова была отделена от туловища.
Благодаря отцу Юнг с детства пристрастился к книгам, хорошо знал латынь, но много времени проводил в одиночестве. После поступления в Базельскую гимназию в жизни Юнга происходит неприятный эпизод – одноклассник сбивает его с ног, после чего Юнг боится ходить в школу, не может выполнять домашние задания и около полугода проводит дома. В это же время он вырезает человечка из линейки, прячет его на чердаке и время от времени приносит ему подношения в виде клочков бумаги.
Впоследствии Юнг классифицирует эти свои переживания как детский невроз. После его преодоления он заканчивает обучение в гимназии и поступает в Базельский университет, где разрывается между различными интересами от египтологии до медицины. В студенческие годы Юнг занимается спиритизмом и месмеризмом, посещает сеансы. Уже перед выпуском Юнг наталкивается на книгу по психиатрии и понимает, что эта та область, которая позволит удовлетворить его интересы как к философии и психологии, так и к медицине.
В начале века Юнг проходит стажировку у Э. Блейлера в психиатрической клинике Цюриха. На основании наблюдений и клинической работы, он переосмысливает свой спиритический опыт, с точки зрения психической патологии и пишет первую монографию «О психологии и патологии так называемых оккультных явлений». В этой книге он множество раз ссылается на З. Фрейда.
В 1903 году Юнг женится, у него рождается шесть детей. Вскоре Юнг уже обретший вес в швейцарском обществе лично знакомится с Фрейдом, что приводит к шести годам их плодотворного сотрудничества. В это время Юнг не только пишет ряд работ, полностью отвечающих догматам психоанализа, но также способствует значительной популяризации Фрейда и его теорий, создавая различные общества.
Однако перед войной Юнг выпускает книгу в которой обозначает точки своего расхождения с классической психоаналитической позицией. В ответ на это Фрейд пишет письмо в котором излагает свою непримиримую критику, обвиняет Юнга в предательстве, что влечет за собой охлаждение отношений между Юнгом и его окружением.
В состоянии глубокого кризиса, вызванного разрывом с Фрейдом и всем психоаналитическим сообществом Юнг вступает в Первую мировую войну, в качестве врача. На территории Швейцарии он руководит лагерем для интернированных военнопленных, стараясь по возможности улучшить их условия и привлекая их к посещению университетских курсов.
Проявлением кризиса стала «конфронтация с бессознательным», которая выражалась в галлюцинациях и «голосах». Юнг серьезно обеспокоен своим состоянием и боится развития шизофрении. В качестве терапии он начинает фиксировать собственные видения в небольших дневниках, которые позже перерабатывал и сводил в книгу в красной обложки. Выработанный метод он назвал «активным воображением». Красная книга Юнга долгое время хранилась в семейных архивах, затем в банковской ячейке, и только в 2008 году была опубликована. Большую ее часть занимают рисунки.
После войны Юнг отправляется в длительную исследовательскую поездку в которой он знакомится с культурами различных племен и народов населяющих Южную Америку, Африку, Австралию и Океанию. В это время его представления об архетипах, которые витали в его трудах фактически с самого начала находят свое конечное воплощение, складывается аналитическая психология. Юнг получает новое международное признание, а в 1958 году собирается первый международный конгресс по аналитической психологии.
Умер Юнг в 1961 году в Швейцарии.
Основные его труды:
- «Символы трансформации»,
- «Человек и его символы»,
- «Психологические типы».
Коллективное бессознательное и архетипы
Свое представление о психике Юнг базирует на модели Фрейда, которую значительно развивает. Вслед за Фрейдом он выделяет три основных компонента – бессознательное, сознание, сверхсознательное и добавляет к ним четвертый, более глобальный, коллективное бессознательное.
Юнг отрицает фрейдовский пансексизм, и детерминацию человеческого поведения исключительно из инстинктов. Коллективное бессознательное рассматривается им как мощная сила оказывающая влияние на всю структуру человеческой психики и жизни. В нем содержатся неосознаваемые структуру родового опыта человечества, выраженные в виде универсальных идей – архетипов. Часть архетипов непосредственно включены в жизнедеятельность человека, это:
- Эго,
- Самость,
- Тень,
- Анима,
- Анимус.
Другие находятся в пластах коллективного бессознательного и оказывают более глобальное воздействие, прорываясь через акты творческой деятельности, ценностные и мотивационные установки личности. Юнг поднимает человека от развертывания биологически заложенных принципов к подлинному развитию, достижению собственной самости в ходе творческой реализации и познании себя, своего Эго и Тени.
Типология Юнга
Работа в госпитале в годы Первой мировой войны дала Юнгу обширный клинический опыт, обобщенный им в разработке теории психологических типов личности. Изначально Юнг выделяет одну универсальную тенденцию – экстраверсию-интроверсию, которая может проявляются в трех формах:
- экстравертированной, в виде ориентации личности на внешний мир, главенство окружающего мира над собственным психических содержанием;
- интровертированной, при которой внутренние переживания личности выходят на первый план, в то время как внешнее вторично;
- амбовертированной, ориентированной как на внешнее, так и на внутреннее.
Однако вскоре подобное деление перестает удовлетворять Юнга, поскольку между людьми одного типа оказываются слишком значительные различия, и он добавляет еще две оси – «мышление-интуиция» и «ощущение-чувство», рассматривающих закономерности восприятия и обработки поступающей информации.