Закон перехода количественных изменений в качественные
Закон перехода количественных изменений в качественные являет собою общий закон динамического развития природы, человеческого мышления и общества, всего материального мира. Данный закон является частью диалектического материализма, материалистической диалектики. Он был сформулирован Ф. Энгельсом как результат трансформации философской установки К. Маркса и логики Ф. Гегеля.
Ф. Гегель не был приверженцем теории абсолютности качеств. Он полагал, в противовес Философу (Аристотелю), что любое новое качество является результатом ранее набравшихся изменений количественных.
Соотношение качества и количества
Количество и качество – это две философские категории, которые отражают неотъемлемые стороны действительности и объективности.
Качество является выражением важной существенной определенности объекта бытия, посредством которой он является именно таковым объектом, а не другим. Количество является выражением внешнего, формального взаимоотношения частей предметов или самих предметов, связей и их свойств.
Следует помнить, что наш мир не состоит из законченных, готовых вещей. Он являет собою совокупность процессов, при продуцировании которых порождаются, трансформируются и искореняются вещи.
Качество являет собою существенную определенность явлений и предметов, вследствие которой он и является таковым, каким есть, а не иным.
Именно качество наделяет предметы и явления устойчивостью, разграничивает их, создавая нескончаемое разнообразие мира.
Определенность качества и количества
Как правило, качественные параметры предмета не сводятся к его отдельным свойствам. Это напрямую связано с тем, что предмет является целостной конструкцией, вследствие чего качество охватывает его целиком. Именно поэтому категория качества неразрывно связана с бытием предмета. Предмет не способен утрачивать свое качество, если он остается этим предметом. В отношении любых разных предметов происходит проявление их отдельных свойств, вследствие чего можно говорить о многокачественности явлений и предметов.
Вместе с качественной определенностью все предметы имеют и количественную определенность. К таковой относятся и определенная величина, и число, и объем, и темп развития разных процессов.
Количество являет собою такую определенность вещи, при помощи которой ее можно разделить на отдельные части и в конце концов соединить эти части снова.
Различия между предметами, которые не схожи друг с другом, имеют качественный характер, в то время как различия между подобными предметами носят количественный характер.
Важно заметить, что количество не так тесно связано с бытийной основой предмета, в отличие от качества. Изменения в количествах не всегда начинают вести непосредственно к уничтожению или трансформации предмета. Лишь при достижении определенной границы, которая есть у каждого предмета, количественные изменения начинают продуцировать качественные. В данном смысле количество в определенном отличии от качества будет определяться внешним отношением к самой природе объекта. Именно поэтому она и может в гносеологии отделяться от содержания.
Таким образом, качество и количество являют собою уникальные категории. Первая позвана для того, чтобы определить сам предмет, его суть и сущность, а вторая лишь указывает на количество данного предмета, при этом вовсе не взирая на его сущность и смысл.