Что такое позитивизм?
Позитивизм – направление в философии, образовавшееся в Европе в начале $XIX$ века.
Позитивизм обладает длительной историей (до современности) и чрезвычайно обширным общественным и духовным контекстом. Первоисточники позитивизма возможно найти еще в эпоху Античности. Это связано с тем, что именно в этот период возникает дифференциация рационального познания. При всем этом, свое особое место в культуре занимают науки, любая из которых занимается изучением отдельной стороны реальности.
Их именуют личными, особыми, также полезными науками (имея в виду то, что именно они выделяют настоящее, истинное познание о мире). Данные науки отделяются, дистанцируются, понимают собственный статус и специфику в отношении к метафизике (в терминологии, восходящей к Аристотелю), либо единой философии (как именовал он ее сам).
Сущность трудности была замечена Гиппократом:
"Невозможно обрести докторского умения, не принимая во внимание, что он будет работать с живым человеком; это должен знать тот, кто желает верно использовать жителей нашей планеты".
Похожие тезисы подразумевают философию в том роде, как учил Эмпедокл и прочие, писавшие о природе. Собственно, это и есть человек; судьбы его воссоединяются в одну единую мировую систему.
Предтечи позитивизма
Конкретные предтечи позитивизма - Дж. Локк, А. Даламбер, И. Кант. Последний изучал очень важный вопрос: «Вероятна ли метафизика как наука»? Он обращался к арифметике и теоретической физике, которые уже обладали на тот момент научным статусом, чтобы ответить на поставленный вопрос.
Мощное развитие позитивизма неразрывно связано с бурным развитием науки во время Нового времени, ее фактическими прибавлениями и перевоплощением в общественную систему. На данном фоне в сердцах практических всех научных работников метафизика была одной из неизменных заморочек, на которую было потрачено огромное количество времени и которая ничего ни привнесла в подлинную науку. Более того, собственно к этому периоду уже все натуральные науки установили личное неповиновение натурфилософии (философии природы), которая, посредством умозрительного метода пыталась улаживать трудности физики, химии, биологии и так далее.
Позитивизм прошел достаточно длительную эволюцию, которая включала в себя три этапа:
- традиционный позитивизм (О. Конт, Дж. Ст. Милль, Г. Спенсер);
- эмпириокритицизм (Р. Авенариус, Э. Мах);
- неопозитивизм (наиболее содержательные наименования – закономерный эмпиризм, закономерный позитивизм) – М. Шлик, Р. Карнап, О. Нейрат.
Эмпириокритицизм
Для эмпириокритицизма большую роль играет понятие "навыка". В него входят эмоциональные воспоминания субъекта (чувства, восприятия и так далее). Они считаются актуальными реакциями на среду обитания и выражаются в языке. На базе навыка строится научное познание.
Прототипом эмпириокритицизма выступает физика, так как ее «понятия практически постоянно могут на уровне мыслей прослеживать эмоциональные аспекты, из которых они построены» (Э. Мах). Хотя, чтобы достичь желаемого результата навык обязан быть подвергнут критике, то есть очищен от всяческих негативных привнесений в него, имеющих личный нрав. Основные навыки: фантазии, оценки, метафизические понятия, верования и т.д. В знании обязаны концентрироваться лишь эти навыки.
Задачей познающего субъекта считается искоренеие из навыка всего, что напрямую извращает реальность. И на данной основе возникает её характеристика. Антиметафизичность – определенная и незаменимая характеристика эмпириокритицизма. Вот соответствующие слова Э. Маха:
«Область непознаваемого мне недосягаема, … её жители ни мельчайшим образом не возбуждают моей любознательности».
Важным принципом эмпириокритицизма принято считать бережливость мышления. По Авенариусу «бережливость мышления и осознания оформляет сущность научного». Аспект идеального рационализма, по Маху, являет «бережливость». Отсюда выплывает, что предпочтение следует отдавать доктринам, которые попросту описывают эмпирическую основу, то есть сферу эмоциональных образов субъекта. В методологии знания помимо прочего нужно устремляться к экономии мышления, то есть выбору таковых познавательных упражнений, реализация которых подразумевает наименьшие интеллектуальные затраты.