Уильям Джемс ($1842 – 1910$) – американский психолог, социолог, философ, представитель прагматизма и функционализма.
В отличие от его коллеги Чарльза Пирса, влияние идей У. Джемса поначалу распределилось за рамки научной и философской области. Это было возможно благодаря его активному позиционированию прагматизма в качестве обширного мировоззрения, которое было призвано характеризовать и определять различные стороны жизни человека, а также видоизменять её.
Уильям Джеймс был выходцем из религиозной семьи, - это, возможно, сыграло роль в его восприятии мира и повлияло на его дальнейшие теории и идеи. Это видно по его фундаментальным работам:
- «Многообразие религиозного опыта»,
- «Воля к вере», «Прагматизм»,
- «Плюралистическая вселенная»,
Мировую славу ему принёс труд «Основания психологии» от $1890$ года.
Таким образом, при жизни он уже имел признание и известность.
Динамика оформления учения поизитивизма У. Джеймса
В процессе формирования философских систем не были исключены противостояния по поводу их основополагающих положений. Согласно этому У. Джеймс настаивал на том, что значимость в нынешнем обществе прагматизма выступает как метод «регулирования философских споров». Делая акцент на слове метод, он подчёркивал его нейтральность и антидогматизм, в отличие от учения. Также У. Джеймс полагал, что прагматизм может соединять метафизику с наукой.
Прагматизм У. Джемса понимает действительность не в смысле чего-то состоявшегося и законченного, она пребывает в непрерывном становлении и ожидании завершения. Устройство этой живой действительности представлено потоком ощущений, в ней находятся отношения между ощущениями. Этот аспект для У. Джеймса является ключевым и значимым, поскольку отличал его позицию от мнения британских эмпириков, потому что эмпирикам не дано было справиться с критикой оппонентов- идеалистов на тему определения отношений между компонентами чувственного опыта. Джеймс помещал отношения в область самого опыта и таким образом избегал сложности в каких-либо внеопытных причин отношений. Поэтому он даёт своему эмпиризму название «радикальный».
Значение опыта в позитивизме У. Джеймса
Радикальный эмпиризм У. Джеймса строится на понятиях, характерных для эмпиризма, но видоизменяющихся в области прагматизма. Опыт выступает наивысшей инстанцией познания. Он, с одной стороны, есть поток, поток сознания и переживания, с другой - видоизмененное название человеческой деятельности. В потоке сознания ключевыми единицами выступают ощущения. Из-за этих ощущений в сознании у человека формируются отношения реальности и сумма истин, которая высказывается относительно ощущений и отношений.
Включая в себя сумму истин, которые входят в состав всякого нового исследования, этот опыт характеризуется непрерывным значением.
Таким образом, фундаментом учения Джеймса выступает опыт. У опыта имеются свои функциональные атрибуты: субъективность и объективность. В качестве субъективного он представляет, в качестве объективного он представлен. Это основано на его критике классического антагонизма материи и духа, души и тела. Это предвосхищение критики Дьюи различных дуализмов.
Джеймс замечал, что философы сформировали субстанцию – сознание, которую он отрицает в качестве субстанционности, и делает акцент на его функциональные характеристики. Функция сознания – познавательная. При помощи сознания человек фиксирует факт, что вещи не только могут существовать, но они ещё могут познаваться. Если иметь в виду наличие «чистого опыта», то познание можно истолковать как определённый вид внешних взаимоотношений между компонентами опыта.