Философия позитивизма
Термин «философия науки» используется в отношении взглядов, которые формировались еще в конце $XIX$ - начале $XX$ века. Только сейчас слово "наука" начинает означать спецефический род деятельности, который отличается от иных форм знания, а именно от философского знания. К завершению $XVIII$ века «наука» означала достоверное познание.
Позитивизм - очевидная реакция на произошедшие конфигурации в социальном статусе науки, которая, во-первых, заполучила огромный социальный авторитет и предназначение, а, во-вторых, стала ясно отделяться от философии в $XIX$ веке.
Традиционно выделяют $3$ основных стадии позитивизма:
- Первый позитивизм (О. Конт, Дж. С. Милль, Г. Спенсер) $30-60$ годы $XIX$ века;
- Второй позитивизм (Э. Мах, Р. Авенариус) до $10$-х годов $XX$ века;
- Третий позитивизм (М. Шлик, Л. Карнап) $20-30$ годы, до $50-60$-х годов $XX$ столетия.
Закон трех стадий
Речь идет о стадиях умственного и культурного становления населения Земли.
Исследовав весь ход становления человеческой философской мысли, Конт выдвинул идею о том, что якобы есть неопределенный величавый закон, в соответствии с которым любое из наших основных знаний проходит поочередно через $3$ установленных теоретических стадии:
-
Теологическая (лживая, фиктивная, состояние вымысла) — необходимый, первичный пункт становления нашего мышления; все явления и феномены объясняются посредством религиозных представлений; человек придумывает необычные создания, которые несут ответственность за все, что происходит в природе и мире. Данная стадия хорошо отражена в работе М. Элиаде "Аспекты мифа", где миф - это не простая сказка, а целостная картина мира, которая присуща этносу или племени, которое его создало.
-
Метафизическая (отвлеченная, состояние отвлеченное) — стадия, при которой человек переходит данные представления. Он деантрополизирует создания, которые ранее выдумал, лишает очевидного гуманоидоподобного образа, трансформирует их в некие отвлеченные сути. Этот процесс носит название «переход от религии богословия к абстрактной метафизике». Помимо всего прочего, на данной стадии появляются и получают обширное распространение мысли социальности, положительной философии, альтруизма, индивидуализма, либерализма и демократии, которые в совокупности с развитием науки и индустрии приводят к разложению и разрушению традиционных верований и старых порядков. Данный этап включает:
- Реформацию,
- Просвещение,
- Революцию.
-
Позитивная, или Научная (положительная, состояние положительного) — на данной стадии доминирующим является рациональное знание. Также появляется социология и начинают исследоваться законы функционирования общественных систем; опираясь на позитивную философию, знания реорганизуются. На этом этапе ум отрешается от разъяснения всех действий посредством абстракций и отвлечённых начал и рвется устанавливать взаимосвязь между явлениями и феноменами с помощью исследований и размышлений (не «почему?» а «как?»). На позитивной стадии вступает в действие закон неизменного повиновения воображения: всякое предложение, которое труднодоступно для воплощения в практическую действительность, не имеет смысла.
Реальность и метафизика
Действительность устроена аналогично, как формальный язык логики: есть «атомарные» предложения, из которых, посредством закономерных вязок, кванторов и операторов, образуются трудные, «молекулярные» предложения. Всякое молекулярное предложение способно разлагаться на оформляющие его атомарные предложения.
Члены Венского кружка приняли данную мысль и решили, что и язык науки имеет ту же текстуру. Цель состоит в том, чтоб выделить в науке слой более простых — протокольных, как именовали их члены кружка, — услуг и продемонстрировать, каким образом к ним возможно свести все другие научные предложения. Так как протокольные предложения непременно подлинны, так и все иные предложения языка рационализма являются непременно настоящими (верификация).
Так, научное познание возымело бы эмпирическое объяснение. Данное намерение в итоге обрело характер утопии. Как результат, позитивизм в общем – поочередный эмпиризм и отрицание метафизики.