Предметом изучения ранней классической античной философии была природа. Это было обусловлено спецификой древнегреческого философского мышления, тождество абсолюта с природой.
Материалистичная натурфилософия занималась поиском архее, проначала природного, которые сформировались в материю, форму, движение и цель.
Многообразные философские школы исходили из какого-либо из этих начал.
Они ложились в основу их учений. Физика (натурфилософия) становилась своеобразным типом философствования, сводящим природу действующему и материальному началу.
Чтобы понять, что из себя представляет кризис физики, необходимо на структурном представлении показать, как развивалась физика, какие основные учения возникли в этот период и как она решала общую философскую проблематику.
Милетская школа
Первыми толковать проблематику первоначала начали первые философы милетской школы: Фалес, Анаксимандр, Анаксимен. Процесс становления первого начала во многое: воду, воздух, апейрон.
Атомизм
Атомизм Демокрита и полагание в основе бытия атомов и пустоты. С древнегреческого «атомос» означает неделимое. Демокрит полагал их как мельчайшие неделимые части, отличные друг от друга. Их число бесконечно. Когда они сталкиваются между собой, то образуют другие вещи и тела. Их мы ощущаем при помощи чувств, атомы же – благодаря разуму.
Пифагореизм
(Пифагор, Филолай, Диокл) и учение о числе в виде сущности вещи.
Гераклит Эфесский
и первоначало огня, учение о логосе, о тождестве противоположностей и текучести всего.
Элейская философия
Элейская философия ключала в свои ряды Парменида, Зенона, Ксенофана. Их отличительной особенностью была теоретическая разработка учения о бытии. Сам термин «бытие» приписывается открытием этой школой. Это фундамент классической онтологии, учении о бытии. Ключевым моментом в этом учении была аксиома – бытие есть, небытия нет. Бытие есть и не быть никак невозможно. Бытие для Парменида настоящее совершенство, за ним ничего нет. Усмотреть бытие это дело ума. Ум может быть только тогда умом, когда он мыслит о бытии. Мысли о небытии быть не может.
Эмпедокл. В его учение входит теория о четырёх стихиях, корнях, и двух силах Филея (любовь) и Нейкос (вражда), которые объясняют единство и множество вещей в мире. Благодаря этой концепции он отрицает идею о рождении и смерти вещей.
Эмпедокл говорил, что в мире изначально существуют четыре корня или, как он их называл, элемента:
- Вода
- Огонь
- Земля
- Воздух Корень – синоним начала. Природа объединяет в себе начло и цель, то ради чего. Нет природы в одной цели, нет природы в одном начале. Говоря о корнях, Эмпедокл говорил о начале, которые необходимы для того, чтобы что-то существовало.
Анаксагор
Анаксагору принадлежит учение о неразрушимых элементах, которые позже были названы геометриями. Семена лежат в основе каждой вещи. Эти вещи отличны друг от друга в связи с преобладанием какого-либо из семени. Разнообразие присутствует изначально, его усматривают разумом. Принципом, организующим элементы и движущей причиной мира, Анаксагор полагал ум (нус). Ум – действующая сила организации всего сущего.
Кризис в физике
Кризис физики связывают с переходом к софистике. Это новый интеллектуальный этап развития античной философии.
Над понятием кризиса физики стоит понимать кризис теоретического мышления.
- Физика начинает противоречить себе самой
- Развитие физики происходит под давлением мнения, а не истины.
- Логика как инструмент познания приобретает искусственный характер
Последствие кризиса физики вырастают в сомнение в подлинности натурфилософского знания, её методов и способов познания мира, на основе всего этого происходит потеря доверия к ценностям этого типа философствования.
Софисты первыми выразили сомнение к натурфилософии, делая акцент на субъективности познания. Человек – мера всех вещей, тенденция утраты объективной истины. Усиление абсолютизации относительности. Подрыв авторитета разума и всех его доводов.
Сократ продолжает этот путь и отказывается пользоваться недостоверными знаниями, знаниями о природе, физике. Его идею поддерживают и развивают сократические школы. Они апеллируют к чувственно воспринимаемым вещам и связывают достоверность знаний с содержанием ощущений. Отрицание науки о природе – Киренаики.
Метафизика Аристотеля
Аристотель полагал началом сущностей материю и форму. Метафизическим принципом является принцип чистой действительности, формы форм, которая является началом сущего как сущего и материя, предполагаемая как возможность. Но ее нет в природном порядке вещей, как нет чистого совершенства, формы форм. Тут Аристотель полагает принцип запредельной природы, за пределами чувственновоспринимаемого.
Скептицизм появился так же как реакция на кризис физики. На первый план вышла критика атомизма.
Платонизм уже уводит философию в сверхчувственную область познания, в основе которого лежит эманирующее единое Бытие. Материя ж полагалась как недостаток и лишённость.