Генезис – рождение, зарождение, происхождение чего либо.
Философский генезис – в силу чего возникла и откуда произошла философия.
Философская традиция возникает в глубокой древности, вследствие чего появляется фундаментальный вопрос о её генезисе, зарождении философского знания. Оно, по нескольким теориям, базируется на письменности, на появлении общества и государства, переходе от варварства к цивилизации, критическом подходе к мифу, как источнику знания. Благодаря этим условия возникает возможность появления философского образа мысли и философских концепций.
Проблема генезиса философии решается 3 способами
- Мифологический – рождение философии из мифа
- Гносеологический – философия как продукт развития первых знаний о мире.
- Синтетический – рождение философии из мифологии, религии, науки, из их совокупной связи.
Отличный от восточной мудрости, формируется иной тип философствования – Греческий.
Господствующим становится античный тип философствования.
Философия начинается с удивления и вопроса что?
Происхождение философии из мифа.
Мифологическое мышление не может совершить никакого качественного скачка и стать философским без причины. Всё новое осмыслялось на языке мифа. Для того, чтобы возникли вопросы к миру и к мифу, они должны утратить самоочевидность. Попытки постановки вопроса возникают тогда, когда утрачивается соизмеримость мифа и мира, истолкованного в этом мифе. Знание о мире, представленном в мифе, начинает отрываться, обособляться от самоочевидности жизни.
Велика роль Гомеровского эпоса, как в греческой культуре, так и в факте становления греческой философии. С одной стороны он способствовал культурному объединению греков, учил, как устроен мир и каково их общегреческое прошлое. С другой – фиксировал отрыв мифосказания от ритуала. Уходит религиозное чувство, так как божество и герой эпоса уже не являются тождественными друг другу.
Гомеровский эпос становится автоматизированным, само собой разумеющимся и тем самым утрачивает свежесть восприятия и тогда возникают вопросы. Философия возникает в 6 веке до н.э. вместе с прозой, которая приходит на смену эпосу.
Древнегреческая философия зарождается в форме житейской мудрости. Это учение о Бытии. За эти рамки, философия, как правило, не выходила. Функция философии было нацелена на мудрость.
Фалес, считающийся первым философом Античности, видел в качестве начала воду. Мир един в силу того, что он подобен воде. В античном мире все имеет начало и конец. Щит, являющийся одним из ярких символов мира «Илиады» Гомера и представляющий собой некую дихотомию, имеет завершение – воду.
Природа, которая является исходным пунктом греческой философии, включает в себя начало, конец, то есть, то, чего достигнет вещь, когда она актуализирует свои возможности, и действие.
По Гераклиту, природа имеет обыкновение скрываться. Всему присуща двойственная сущность – казаться и являться. Сущность можно постигнуть с помощью логоса.
Поэма Парменида «О природе», образцом для которой послужила «Одиссея». Парменид, опираясь на произведение Гомера, рассуждает о возвращении человека к самому себе. «Быть» значит каким-то образом проявлять себя.
Эмпедокл представлял природу в виде четырех начал: вода, огонь, земля, воздух. Эти начала существуют посредством двух сил: любви, которая соединяет, и ненависти, которая разъединяет. Данные силы, по мнению Эмпедокла, действуют одновременно. В единении сущее становится самим собой. Распадаясь, оно превращается в множество. Чтобы элементы были тождественны себе и едины, нужна любовь.
Одним из значимых этапов античной философии является софистика. Представители софистики считали, что природа есть не только все, но и у всего есть своя природа. В V в. до н.э. начинают возникать мысли о природе человека. Софисты говорили о человеке через его природу. Особое внимание они уделяли воспитанию человеческой добродетели и справедливости. Природа в процессе воспитания играла роль почвы, которую следует возделывать. Эта метафора способствовала возникновению культуры.