Эмпедокл ($490 – 430$ гг. до н.э) древнегреческий философ, врач, политик, жрец. Основатель риторической школы. Уделял внимание красивому, правильному способу речи. На философию Эмпедокла оказало большое влияние пифагорейской школы.
Эмпедокл писал в форме поэм, в стиле пифагорейцев – гекзаметром, делая акцент на то, что он излагает не просто свою мысль, а высказывает богоподобные занния.
Основные труды: «О природе», «Очищение катармой» - влияние пифагорейской традиции, о необходимости поддерживать себя в правильном состоянии.
Некоторые фрагменты его сочинений близки к Пармениду.
Исходное «быть» для Эмпедокла так же выступает основанием. У Парменида оно едино. Эмпедокл пытается объяснить множественность. Его точка зрения основывается на плюрализме, множественности архэ (начал).
В его учение входит теория о четырёх стихиях, корнях и двух силах Филея (любовь) и Нейкос (вражда), которые объясняют единство и множество вещей в мире. Благодаря этой концепции он отрицает идею о рождении и смерти вещей.
Эмпедокл говорил, что в мире изначально существуют четыре корня или, как он их называл, элемента:
- Вода
- Огонь
- Земля
- Воздух
Корень – синоним начала. Природа объединяет в себе начло и цель, то ради чего. Нет природы в одной цели, нет природы в одном начале. Говоря о корнях, Эмпедокл говорил о начале, которые необходимы для того, чтобы что-то существовало.
Взаимодействие этих начал возможно благодаря наличию двух сил:
- Любовь
- Ненависть
Эмпедокл объясняет всё путём любви и ненависти. Первая соединяет ,вторая – разъединяет.
Любовь стремится всё объединить, рождение происходит при воздействии ее силы. Гибель происходит за счёт воздействия сил вражды. Когда любовь соединяет что-то одно, то соединяя это, разъединяется что-то другое. Если одновременно действует любовь, то одновременно действует и вражда. И наоборот, вражда действует с любовью, которая соединяет разъединённое. Таким образом, любовь и вражда не разные этапы существования мира, они существуют одновременно.
В природе нет пустоты, а всё, что есть – движимо этими силами. Благодаря их соединению и разъединению, одновременно происходящих в мире, появляется множество разнообразных вещей. Сущее соединяется воедино силой любви. Умирая, оно распадается, но распадается в качестве одного единого сущего, на какие-то части, и каждый элемент этих частей, корни ( земля, вода, воздух, огонь) опять соединяются любовью в качестве этих элементов. Они становятся то тем, то иным, оставаясь одновременно тождественными себе. Ни одна часть целого не бывает пустой
Откуда что-либо могло бы быть? Сверхбытия нет, всё просто есть. Мир сам по себе не гибнет, если была бы только вражда, мир истощился бы. Мир всегда остаётся миром, он всегда един. Если мы видим, что нам кажется гибелью, то на самом деле это разложение, которое опять явится соединением, возвращением элементов к самим себе.
Аристотель, в последствии, приведёт Эмпедокла в качестве философа, который ввёл так называемую причину начала движения. Движение происходит из-за воздействия двух сил. Под действием вражды есть множество. Под действием любви каждая вещь есть она самая, и в ней столько же бытия, сколько в любом другом сущем. Чередование вражды и любви никогда не пресекается, поскольку они есть всегда, неподвижные в круге. Здесь Эмпедокл усваивает учение Парменида, который полагал умом сферу полагающего единого бытия, которое устанавливает множественность мира.
То есть мир – это сфера, шар. Шар – фигура, выражающая совершенство. Мир как сфера может усматриваться только умом