Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

Врачебные школы Древней Греции

Краткая история появления врачебных школ в Древней Греции

На становление и развитие медицины очень большое влияние оказало государство Эллада (Древняя Греция).

Где изначально зародилась медицина, остается неясным до сих пор, но можно с уверенностью говорить о том, что медицина, как наука, развивающаяся на доказательствах и открытиях, начала свое существование именно в Древней Греции. Одним из подтверждений этого являются медицинские термины - практически все они имеют греческое или латинское происхождение.

В течение достаточно продолжительного временного периода врачевание в Древней Греции оставалось исключительно семейной традицией, и только в начале классического периода произошло расширение рамок семейных школ. В них стали принимать учеников, не являвшихся членами данного рода. Это положило начало развитию передовых врачебных школ того времени.

Первыми наиболее известными школами были родосская (остров Родос, расположенный в восточной части Эгейского моря) и киренская (город Кирена на севере Африки). Вскоре они обе исчезли, до наших времен почти никаких сведений о них не дошло.

Позднее появились кротонская (город Кротон, располагавшийся на юге территории современной Италии), книдская (город Книд, располагавшийся в Малой Азии, на ее западном побережье), сицилийская (остров Сицилия) и косская (остров Кос, расположенный в восточной части Эгейского моря) школы, каждая из которых имела свою философию. Они и составили славу древнегреческой медицины.

Характеристика кротонской и книдской медицинских школ Древней Греции

Своего расцвета кротонская врачебная школа достигла еще в VI веке до н.э.

Одним из выдающихся деятелей кротонской школы является философ-пифагореец Алкмеон из Кротона (VI-V вв. до н.э.). Ему принадлежит открытие перекреста зрительных нервов и слухового канала (позднее названного евстахиевой трубой), головной мозг он писал как орган познания также ему принадлежат описания причин некоторых заболеваний, связанных с истечением лишней слизи.

«Врачебные школы Древней Греции» 👇
Помощь эксперта по теме работы
Найти эксперта
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Помощь с рефератом от нейросети
Написать ИИ

Основные достижения и тезисы кротонской врачебной школы: организм представляет собой единство противоположностей; здоровье организма является результатом равновесия противоположных сил: влажного и сухого, холодного и теплого, горького и сладкого и т.п., если же какая-то сила становится господствующей, развиваются болезни; противоположное можно излечить только противоположным (это тезис часто приписывают Гиппократу).

Замечание 1

Выдающимся представителем книдской школы является Эврифон, современник Гиппократа, автор множества медицинских сочинений.

Достижения и тезисы книдской медицинской школы:

  1. Активное развитие учения о четырех телесных соках (крови, слизи [флегме], светлой [желтой] желчи, черной желчи). Этим жидкостям организма соответствовали четыре стихии: воздух, вода, земля и огонь. Согласно этому учению, здоровье организма является результатом благоприятного смешения всех телесных соков, а их неблагоприятное смешение, наоборот, является причиной большинства болезней. Позже на основе этого учения о соках организма была сформирована гуморальная теория, которая просуществовала в медицине вплоть до XIX века, хоть и с некоторыми изменениями.
  2. Представители этой школы внесли значительный вклад в схематизацию лечения.
  3. Как продолжение традиций египетских и вавилонских врачей представители книдской школы активно развивали учение о симптомах (признаках) болезней, а также их диагностике, включая метод выслушивания, с помощью которого было открыто явление плевретического трения.

Характеристика сицилийской и косской медицинских школ Древней Греции

Сицилийскую врачебную школу, по сообщениям Галена, основал Эмпедокл из Акраганта (около 495-435 гг. до нашей эры), который был врачевателем, политиком, философом, оратором, поэтом и жрецом. Начала свое существование она в V веке до нашей эры и продолжала существовать во времена Аристотеля и Платона.

Основные тезисы и достижения представителей сицилийской врачебной школы:

  1. Основным трудом Эмпедокла было учение «О природе», в котором он изложил свою натурфилософскую позицию. Согласно этому учению, вода, огонь, земля и воздух являются сутью всех вещей, они всегда остаются неизменными, непознаваемыми и неразрушаемыми. Они не могут превращаться друг в друга, а могут только смешиваются между собой механически, результатом различных пропорций этого смешения является многообразие мира. Благодаря этому труду Эмпедокл считается основоположником классического учения об элементах.
  2. Эмпедоклу также приписывается спасение города Селинунт, где произошла вспышка массового заразного заболевания (предположительно малярии или моровой язвы). В честь этого события потом была отлита монета.
  3. Представители сицилийской школы главным органом сознания считали сердце.
  4. Четыре телесных сока отождествлялись с четырьмя состояниями (холодное, горячее, сухое и влажное).
Замечание 2

Косская врачебная школа являлась главной медицинской школой Древней Греции в классическом периоде.

Первые дошедшие до наших времен сведения о косской школе датируются 584 годом до н.э. В то время в войске, осаждавшем город Киррос, свирепствовала моровая язва. Жрецы Дельфийского храма попросили двух врачевателей с острова Кос, Неброса и его сына Хрисоса, прекратить распространение заболевания. Оба немедленно откликнулись на эту просьбу и, согласно преданию, им удалось прекратить эпидемию.

Знаменитыми деятелями косской врачебной школы также являлись Гиппократ II Великий, вошедший в историю как Гиппократ, и Праксагор, учитель Герофила.

Главные тезисы и достижения косской врачебной школы:

  1. Врачеватели этой школы положили начало индивидуализации лечения.
  2. Человек, его здоровье и болезни находятся в зависимости от окружающего мира. Болезнь является результатом нарушений питания и влияния на организм всего окружающего. Здоровье является результатом поддержания имеющихся в организме его природных целительных сил.
  3. Утверждение основ врачебной этики.
  4. Разработка принципов лечения и наблюдения у постели больного, которые затем положили основу клиническому направлению в медицине.
  5. Активное развитие учения о четырех телесных соках, а также о типах телосложения.
Воспользуйся нейросетью от Автор24
Не понимаешь, как писать работу?
Попробовать ИИ
Дата написания статьи: 30.11.2020
Получи помощь с рефератом от ИИ-шки
ИИ ответит за 2 минуты
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot