Античная философия делится на древнегреческую и древнеримскую (конец VII в. до н. э. — VI в. н. э.).
Развитие философии не могло не сказаться на всём развитии древнегреческой цивилизации. Она повлияла на социальный, политический, научный и культурный процесс.
Культура древней Греции с возникновения философии формируется на её почве. Философия оформляет представления об искусстве, музыке, скульптуре, архитектуре, поэзии, театре.
Одним из центральных понятий античной философии является понятие «природа», которое на протяжении данного периода поддавалось различным интерпретациям.
Греческий концепт природы включает в себя понятие естества. Она неотделима от человека. Свободный и активный человек был объектом и смыслом древнегреческой культуры. Всё, что творилось человеком, гармонично вписывалось в природную среду. Эта черта пронизывала всё мировоззрение древнегреческого общества.
Всё культурно-философское мировосприятие строится на представлении человека о Космосе. Это самотождественная и самостоятельная реальность. Помимо значения мироздания, Космос так же понимался как украшение, красота, упорядоченность.
В этой парадигме греки пытались осмыслить и описать красоту, порядок, гармонию, ритм и подражание (мимесис) в искусстве. Это своего рода рефлексия эстетического сознания.
Античные философы осмысляли основополагающие проблемы культуры и искусства: вопрос об отношении эстетического сознания к действительности, о природе искусства, о сущности творческого процесса, о месте искусства в жизни общества.
Абсолют космоса рождал представления о фатальности судьбы. Его законы понимались как нерушимость, как рок. Таким образом, античная культура была пропитана идеей фаталистическо-героическим космологизмом. Это хорошо отражалось в произведениях древнегреческих поэтов, и в древнегреческом театре.
Из произведений древнегреческих философов (пифагорейцев, Платона, Аристотеля, стоиков) и теоретиков искусств (красноречия, музыки, архитектуры) представлялась проблема понимания красоты, которая была заключена в ее структурных принципах (гармонии, порядка, меры, ритма, симметрии и др.). Эта проблема разрешалась в онтологической области и напрямую восходила к космологии.
В теории искусства на первый план выступает понятие подражания (мимесиса), от иллюзорного образа воспроизводства действительности, до подражания эйдосам, идеям. Красоту природы и человека и его художественную способность подражания, воспроизведения тогда можно было охарактеризовать творческой активностью богов, которые создали мир по законам красоты, реализуемых через творческую деятельность людей. На поэта, певца, художника, скульптора смотрели как на благословленного богом.
Впервые в Греции формулируются отчётливые теории о красоте и художественном творчестве, которые будут тесно сопряжены с онтологическими учениями и дисциплинами как поэтика и риторика.
Первый опыт эстетического осознания действительности усматривается у пифагорейцев, которые осмысливали структуру Универсума и место человека в ней через математические позиции, которые тесно соединялись с музыкой. Пифагорейцы, изучая ритмичные закономерности, пришли к выводу, что космос организован по принципу музыкальной гармонии. Они ввели термин «музыки небесных сфер». Космическая структура на основе этих принципов легла в основу человеческой музыки. То есть музыка подражала музыке небесных сфер, что приносило радость и наслаждение.
Платон так же вносит свой вклад в развитие древнегреческой культуры. На основе своего учения об идеях, он выстраивает концептуальную иерархию красоты, на вершине которой находится идея красоты, при помощи которой можно приближаться к божественному миру идей и бессмертию. Продолжая античную традицию, Аристотель указывал на смыл искусства в мимесисе в поэзии, ориентированном на правдивое изображение окружающего. А ключевое назначение мимесиса Аристотель усматривал в катарсисе (очищение от аффектов). Это уникальный и специфичный психотерапевтический инструмент искусства, проявляющийся в дальнейшем удовольствии.
Таким образом, всё древнегреческое искусство и культура были нацелены на поиск общей гармонии, соразмерности, идеала, порядка. Гармония для греков выступала как связующее начало, которые способно объединять все элементы мира, от него не убавить, не добавить ничего нельзя, иначе нарушится соразмерность всех его частей. Это своеобразный божественный порядок, который доступен человеческому пониманию.
Гармония – самый важный термин в древнегреческой культуре и философии.