Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

Философия древнего Востока (М.Т. Степанянц)

Замечание 1

«Философия Древнего Востока» - это учебное пособие, написанное заслуженным деятелем науки России и специалистом по восточной философии М.Т. Степанянц. Книга носит характер вводного курса в проблематику древних индийской и китайской философских традиций мысли.

Появление восточной философии

М.Т. Степанянц относит появление восточной философии к $VI в. до н.э.$ и проводит параллели с аналогичным процессом в Древней Греции.

Причину формирования философии как отличного от мифологического и религиозного типа мышления Степанянц видит в присутствующей в Индии и Китае на тот момент общественной нестабильности. Кроме того, здесь присутствовало критичное отношение к традиции, к религиозно-мифологическому мировоззрению.

Статья: Философия древнего Востока (М.Т. Степанянц)
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов

Так все основные индийские философские школы (санкхья, вайшешика, йога, ньяя, миманса, веданта), буддизм, джайнизм и материалистические учения переосмысливают духовное и интеллектуальное наследие брахманизма. В Древнем Китае проходили аналогичные процессы, приведшие к «золотому веку» китайской философии. В этот период появляются основные школы философии:

  • конфуцианства,
  • даосизм,
  • моизм,
  • легизм.

Онтология

Степанянц начинает характеристику содержания восточной философии с обращения к изучению онтологической проблематики.

В первую очередь мыслитель прошлого стремился понять происхождение мира, его первоначала. Здесь подвергаются сомнению мифологические взгляды на начало вселенной, акцент делается на поиске причины.

В индийской философии, как указывает Степанянц, происходит разграничение понятий бытие и небытие. Бытие – это образец гармонии, организующее мир понятие, в то время как, небытие являет собой хаотическое начало, дезорганизующее достигнутый вселенский порядок. Брахман – это бытие в объективном модусе (абсолютная духовность), Атман – бытие в субъективном модусе (душа).

«Философия древнего Востока (М.Т. Степанянц)» 👇
Помощь эксперта по теме работы
Найти эксперта
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Найти

В китайской философии большее, чем онтология, развитие получило этическое и социально-политическое учение. Но все же категория бытия присутствует. М.Т. Степанянц как проявление онтологической тематики рассматривает понятие дао. Дао – это единое, сверхбытие, основа всего существующего и образ постоянного движения, непрекращающегося пути.

Замечание 2

Кроме того, в восточной философии, как и в Древней Греции, особое внимание уделялось первоначалу мира. В целом, списки первоначал и в древнегреческой, и в древневосточной философиях совпадают. Только наравне с классическими – землей, водой, воздухом, огнем – в китайской философии присутствует еще два элемента: металл и дерево.

Гносеология

М.Т. Степанянц, как классический историк философии, после обращения к онтологии заостряет внимание на гносеологии.

Обращаясь к индийской философии, Степанянц изучает гносеологическую полемику, которая велась между философскими школами. Суммарно они вели речь о следующих гносеологических категориях:

  • восприятие,
  • логический вывод,
  • авторитетное суждение,
  • предположение,
  • сравнение.

Также Степанянц ссылается на известного востоковеда Ф.И. Щербатского, разделившего индийскую логику на два направления: реалистическая и нереалистическая эпистемологии.

Реалистическая логика (школы ньяя и вайшешика)– признание познаваемости и реальности нашего мира. Разум познает предметы и явления мира на основе чувственных данных.

Нереалистическая логика (буддизм) – все объекты и явления мира по своей сути относительны, поэтому нельзя с полной уверенностью говорить об их реальности.

Замечание 3

В древнекитайской философии гносеологическими вопросами занималась школа моистов. Здесь логики вели речь о причинах познания, категориях сходства и различия, понятии противоположность.

Антропология

В древневосточной философии человек, на что указывает Степанянц, рассматривался с двух позиций. Макро позиция – присутствие «прачеловека», из которого творится мир (в Индии – Пуруша, в Китае – Паньгу). Мезо позиция – человек как существо, призванное к морально-нравственному совершенству. В Индии – это достижение просветления, выход из «колеса сансары». В Китае – идеал «благородного мужа».

Воспользуйся нейросетью от Автор24
Не понимаешь, как писать работу?
Попробовать ИИ
Дата последнего обновления статьи: 24.09.2023
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Крупнейшая русскоязычная библиотека студенческих решенных задач
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot