Биография мыслителя
Максим Грек (ок. $1475-1556$) – это мыслитель греческого происхождения. Он родился в западной части Греции. Жизнь Максима Грека включает в себя три крупных этапа:
- В пору своей юности Максим оказывается в Италии. Здесь он знакомится со многими представителями эпохи Возрождения. Но мыслитель не принимает идеи гуманизма, наибольшее же влияние на него оказали проповеди католического монаха Савонаролы. Тогда же он живет в доминиканском монастыре.
- Впоследствии Максим Грек приезжает на Афон. Здесь он снова возвращается в православную среду и принимает монашество.
- Последний этап жизни Максима относится к пребыванию в средневековой Руси. Его приезд сюда связан с переводческой деятельностью. Максиму поручают переводить с греческого языка богослужебную литературу. Кроме того, в $20$-е гг. $XVI$ века он активно участвует в политической жизни русского государства, в споре нестяжателей и иосифлян. Отчасти по этой причине, а отчасти из-за своих взглядов, сформированных на основе византийской философии, европейской схоластики и философии Возрождения, Максим Грек был дважды осужден русской церковной иерархией. Только в ранний период царствования Иоанна IV Грозного его перевели в Троице-Сергиев монастырь, но окончательной свободы он так и не получил.
Источники философских взглядов Максима Грека
Кроме указанных выше византийской и возрожденческой философии источниками теолого-философских взглядов Максима Грека стало знание им античной традиции мысли (Платон, Аристотель и др.) и католической богословско-философской мысли, в особенности философии Аврелия Августина. Также особенно внимательно Максим занимался изучением наследия Иоанна Дамаскина.
Философские идеи Максима Грека
Максим Грек характеризует философию как положительное явление культуры и человеческого духа. Но вслед за христианской традицией склонен рассматривать ее дуально:
- «Внутренняя» философия – это мысль, следующая установкам христианской догматики. Она рождает у человека стремление вести, согласно с христианским идеалом, высокоморальную жизнь. Внутренняя философия – это знание, которое украшает человека, способствует его процессу богопознания.
- «Внешняя философия» связана с античной, языческой мудростью и европейской схоластикой, которые могут использоваться только в ограниченно.
Проблематику сотериологии, спасения человека Максим решает традиционно. Человек в своей жизни должен стремиться соблюдать заповеди, данные Богом, заниматься духовным совершенствованием. Центр нравственной жизни человека – это сердце, а ум – кормчий его души.
В антропологии Максима одним из главных понятий является категория любви. Цель земной жизни человека научиться любви как к Богу, так и к ближнему.
В споре нестяжателей и иосифлян Максиму была близка позиция нестяжателей, на что повлияло его афонское прошлое. По мнению мыслителя, нестяжание – это одно из условий монашеской жизни как таковой.
По отношению к ересям и инакомыслиям в рамках христианства Максим был неприклонен. За истинность православного вероучения он стоит в своих посланиях к католикам и протестантам. В теолого-философском наследии Максима присутствуют и социально-политические идеи. В них он касается вопросов устройства государства и роли в нем царя.
Известны послания Максима Грека Ивану IV, в которых он рисует образ царя, руководящегося в своей деятельности истинами и требованиями христианства. Основа гармоничного правления – это наличие компетентных советников у царя. Одна из ключевых задач царя – это воспитание своей воли, царь должен держать себя в руках.
Кроме вышеуказанного, в социально-политической мысли Максима Грека стоит отметить его непризнание концепции «Москва-третий Рим». Мыслитель считал единственным Римом Константинополь. Также Максим Грек был против того, что в Русской Церкви стали возводить в высший церковный сан без санкций на то Константинопольской Церкви.