Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

Религиозно-философские идеи Симеона Полоцкого

Фигура мыслителя

Симеон Полоцкий ($1629-1680$) является одним из известных русских мыслителей $XVII$ века.

По происхождение Симеон был белорусом, его родным городом был Полоцк. Образование он получил в Киево-Могилянской академии. Несмотря на то, что он принял православное монашества, оставался тайным униатом.

В $60$-е гг. $XVII$ века Симеон приезжает в Москву. При дворе царя Алексея Михайловича он находит признание и поддержку как философ и богослов. В Москве он преподает в тогда существовавших богословских школах (Заиконоспасской и Богоявленской), открывает типографию, где печатается богословская литература. По поручению царя Алексея Михайловича Симеон разрабатывает проект высшего учебного заведения, который впоследствии лег в основу Славяно-греко-латинской академии.

Замечание 1

Симеон Полоцкий принимал активное участие в церковной реформе в Русском государстве $XVII$ века. Многие исследователи отмечают сравнительную слабость аргументов против старообрядчества, предлагаемых Симеоном. Для него характерно считать греческую традицию Православия истинной, русские же церковные традиции признавать как сомнительные и ложные. К тому же в литературном наследии Симеона прослеживается невнимание к русской истории и культуре как таковым.

После смерти сочинения Симеона Полоцкого были осуждены и изъяты Патриархом Иоакимом как содержащие в себе католические идеи.

Литературное наследие

Его перу принадлежат переводы, оды и стихотворения, богословские труды. Среди них стоит отметить следующие:

  • богословие – «Венец веры православнокатолической», «Вечеря душевная», «Обед душевный»;
  • полемический труд «Жезл правления», направленный против старообрядчества;
  • поэзия – «Вертоград многоцветный», «Рифмологион».

Теолого-философские и педагогические идеи Симеона Полоцкого

Основной целью в рамках русской интеллектуальной культуры Симеон Полоцкий поставил распространение в ней европейских идей рационализма и гуманизма. Этому служила его практика популяризации светских наук.

Богословские идеи Симеона Полоцкого сильно отличались как от традиционно сложившихся в России, так и от тех, что создавались в процессе религиозной реформы. Указанное теологическое направление получило название «латинство». Среди его характерных черт, на примере взглядов Симеона, можно выделить следующие:

«Религиозно-философские идеи Симеона Полоцкого» 👇
Помощь эксперта по теме работы
Найти эксперта
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Помощь с рефератом от нейросети
Написать ИИ
  1. Разделение веры и рационального познания. В таком разделении главная роль отводилась рацио. Разумное познание – это одно из самых главных элементов всякого познания.

    Главная цель познания – это достижение пользы.

    Исходя из понимания познания как сочетания веры и разума, Симеон критиковал старообрядцев, называя их неразумными. Под словом «неразумные» Симеон понимал отсутствие у старообрядцев образования в европейском его образовании. Это утверждение позволяет сделать вывод об отсутствии у мыслителя какой-либо связи или заинтересованности в русской интеллектуальной культуре.

    Рационалистическая установка Симеона Полоцкого проявилась и в его поэтической деятельности. Им была переведена Псалтирь в виде стихов, которые впоследствии были положены на музыку, что в России той эпохи считалось недопустимым.

  2. Популяризация светского образования. Теолого-философская основа образования – чем человек образованнее, тем он ближе к познанию Бога. Концепция образования, отстаиваемая Симеоном, представляла собой классический европейский вариант «семи свободных искусств».

  3. «Совершенный человек». Идея «совершенного человека» Симеоном создавалась из соединения двух предыдущих пунктов (рационализм и образованность). На появление этой концепции повлияли идеи европейского гуманизма. Совершенный человек трехсоставен: он высокообразован, нравственен и почитает своего государя.

    В своей социально-политической мысли Симеон Полоцкий считает цель русского государства в стремлении создать вселенское православное царство. Идеал России – это образ «Нового Израиля». Исходя из этого, повышалась роль государя.

Замечание 2

Идеи Симеона нашли отклик в русской культуре времен Петра I.

Дата последнего обновления статьи: 27.11.2024
Получи помощь с рефератом от ИИ-шки
ИИ ответит за 2 минуты
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot