Академия
Киево-Могилянская коллегия ($1659-1817$ гг.) появляется в Киеве в начале $XVII$ века. Ключевойй фигурой в ее создании стал Киевский митрополит Петр Могила. Во многом ее появление было связано с противодействием насаждения католичества на украинских православных территориях.
Коллегия была ориентирована на европейский образец образования, но воспитание давалось православное. Среди наук изучалась философия, история, литература, грамматика, ряд языков как древних, так и современных европейских и др. науки.
В коллегии проходили обучение многие известные в то время церковные и общественно-политические деятели.
Статус академии Киево-Могилянская коллегия приобрела в $1659$ году. После присоединения Украины к России этот статус был подтвержден.
И. Галятовский
Иоанникий Галятовский (ум. $1688$) был выпускником Киево-Могилянской коллегии. По окончании обучения он стал преподавателем здесь, а впоследствии и ее ректором.
Среди трудов Галятовского можно отметить следующие: «Небо новое», «Ключ разумения», «Наука или способ составления проповедей».
Галятовского исследователи называют основателем жанра схоластической проповеди. Мыслитель стоит на позиции теизма, на который оказала влияние аристотелевская философия. Он считает, что мир сотворен Богом. После этого Он пребывает во внутренней сути мира. Человек – это совокупность материального тела и бестелесной и бессмертной души. У души более привилегированное положение, она призвана соединить человека с Богом.
По вопросу соотношения науки и религии Галятовский считал, что природу и ее законы невозможно познать используя теологию. Исходя из этого, Галятовский стремился разграничить разум и веру. В своих трудах для описания некоторых рассматриваемых явлений мыслитель применяет естественнонаучные знания и методы.
В рамках осмысления существующего общественного строя Галятовский писал о социальном неравенстве (о наличии богатых и бедных). Однако он стоял на позиции феодалов. Так он обосновывал греховность всякого бунта против власти помещиков, последним же внушал недопустимость любви к богатству, указывал им путь христианского спасения.
Лазарь Баранович
Лазарь Баранович ($1620-1693$) также был выпускником Киево-Могилянской академии, по окончании преподавал в ней и был ее ректором. Будучи архиепископом Черниговским и управляющим Киевской митрополией Баранович ввел при епископских кафедрах должность проповедников. Среди трудов мыслителя отметим «Меч духовный».
Сочинения Барановича в основном представляют собой сборники проповедей, тематикой которых была полемика с католицизмом и униатами.
своих теолого-философских размышлениях Баранович стоит на позиции традиционной теологии. Так он считает, что религия и Священное Писание христианства имеет общечеловеческую значимость, в то время как, философия пригодна только для преподавания и учебы в рамках всевозможных школ.
Основное понятие философии – субстанция. Субстанция, как считает Баранович, состоит из двух видов: материальная и духовная. Мыслителем предпочтение отдается второй. Человек создан Богом с привнесением обеих субстанций. Также он наделен свободной волей и разумом, с помощью которых через самопознание и самосовершенствование человек должен достигать познания Бога. Баранович верил в созидательную мощь разума. По мнению мыслителя, человек не должен отрицать все мирское ради духовного просвещения. Необходимо с рассуждением гармонизировать духовное и телесное.
Антоний Радивиловский
Антоний Радивиловский ($1620-1688$) также был выпускником Киево-Могилянской академии. После учебы архидиаконом, проповедником, наместником Киево-Печерской лавры и игуменом Пустынно-Николаевского монастыря в Киеве.
Его перу принадлежат:
- «Огородок Марии Богородицы» - в этом тексте А. Радивиловский повествует о непорочном зачатии Богородицы, учение о котором разработано католицизмом.
- «Венец Христов» - сборник проповедей, на каждые неделю церковного года и праздники. В проповедях мыслитель ссылается на античную мудрость, повседневные истории и т.п.