Истоки русской философии
Корни русской философии заключены в культуре русского народа, выражающего его ментальность. Многообразие форм отечественной философской мысли объясняется тем, что русская философия, с одной стороны, ориентирована на полноту всей русской жизни, с другой стороны, она формируется в границах многих социальных структур, сфер социальной жизни, питается из самых разных духовных источников.
Внутри культурного контекста русскую философию определяют как теоретическое мировоззрение, обнаруживающее национальное самопознание русского народа, его характер, русский менталитет. Национальное самосознание (самоидентификация) и национальный характер составляют ментальность народа, иначе говоря, душу народа.
На всем протяжении своего развития русская философия, по мнению В. Зеньковского, искала «единства духовной жизни на путях ее рационализации», т.е. становилась мировоззрением, что соответственно накладывало на нее особенные обязанности и обязательства: выразить национальное своеобразие народа не в общеевропейских типологических категориях, а в своих собственных и вместе с тем не исключающих компаративистскую точку зрения. А это, в свою очередь, безусловно, приводило к «неизбежной идеологизации философии»; к отождествлению философии с мировоззрением. Именно это обстоятельство заключает в себе исключительную многоликость русской философии, ее содержательное богатство и многообразие форм.
Вместе с тем, отечественную философскую мысль нельзя свести к какому-то одному течению или направлению, например, к религиозной философии, неразрывно связанной с православным христианством (в рамках религиозной философии размышляли «гегельянец» Белинский, «фейербахианец» Чернышевский, «шеллингианец» Одоевский, социалисты-атеисты народнического типа, неокантианцы, русские марксисты, позитивисты и т.д.).
Но, есть несколько оснований, благодаря которым издают и пишут преимущественно о русской религиозной философии, вследствие чего и создается впечатление о религиозности русской философии. Рассмотрим эти причины подробнее.
-
Первая причина кроется в том, что произведения русских религиозных философов не издавались в годы советской власти, в следствие чего они практически не изучены. Значительная часть советских читателей не имели никакого, даже малейшего, представления о философах этого направления.
-
Вторая причина заключается в том, что широко были распространены два мифа. Первый миф, отметим, что в его создании принимали активное участие западные философы, что русская философия не выходит из состояния своей незрелости, по преимуществу она является религиозной, следовательно, иные течения незначительны и поэтому не заслуживают внимания. Второй миф создавался и поддерживался господствовавшей в советский период официальной идеологией. В противовес первому мифу он, наоборот, утверждал идею господства в отечественной философии материалистической традиции.
В конечном итоге, все это и привело к тому, что мы сегодня являемся свидетелями Ренессанса русской философии, связанной с православным христианством.
Своеобразия отечественного философского мышления
Понятие русской философии будет неполным, если не рассмотреть своеобразия самого отечественного философского мышления. Значительная часть отечественных философов стремились создать русский философский стиль мышления, который бы отличался от западноевропейского.
Внутренний строй философского мышления начал складываться в середине XIX в. (его идеи содержатся в работах славянофилов: Хомякова, Аксаковых, Киреевских и др.).
Много отличий можно найти между разными направлениями и течениями в отечественной философии, например, в понимании идеала, целей, средств их достижения и т.п., но вместе с тем, в стиле, типе мышления они едины: их объединяет убеждение, что движение к Абсолюту, постижение истины не может быть процессом чисто рассудочным, рационально-логическим.
Так, Западная философия полагала, что истину представляет теоретическая система. Русская философия рассуждает об истинном знании как цельном знании духовного бытия, а не отвлеченных началах. Истина достигается полнотой всей жизни, а не только работой рассудка. Рацио не исключается из познания, но в него включается и играет огромную роль интуитивно-эмоциональное постижение мира. Отечественные мыслители полагали, что такой способ философствования позволяет глубже постичь бытие, т.к. познание является не умопостижением, а сопереживанием. В этом прослеживается, несмотря на кажущуюся парадоксальность, близость отечественной философии философии классического марксизма, в рамках которого также звучали призывы к «обмирщению» философии, а познание рассматривалось как момент чувственно предметной деятельности субъекта.
Что касается русской литературной критики, журналистики, публицистики то достаточно сложно отделить философскую мысль от исторической, эстетической, религиозно-этической: они переплетаются, тем самым создавая особое духовно-философское образование.