Историцизм – это термин, обозначающий определенный подход к истории, лежащий в основе исторической теории или концепции, и имеющий философское обоснование.
Понятие историцизма
Историцизм как понятие формируется в XIX веке, но его ростки появляются еще в XVIII столетии. Историцизм в общем своем виде представляет философскую концепцию, лежащую в основе взглядов на исторический процесс, можно определить, что это «философия истории».
В эпоху господства исторического материализма в русской философии было принято выделять два подхода к истории:
- историцизм – принцип буржуазной европейской философии, лежащий в основе исторических теорий В. Дильтея, О. Шпенглера, А. Тойнби;
- историзм – в советской литературе ассоциировался с подлинным научным пониманием исторического процесса, верхом которого считался марксизм.
В классической немецкой философии эти термины также не совпадают. Понятие историцизм ассоциировалось с непродуктивным обращением с историей, с негативным «архивно-музейным» ее пониманием.
История в понимании Гегеля и Канта
Определенный перелом в системе философствования произошел под влиянием И. Канта. В своей ключевой статье на тему истории «Идея всеобщей истории во всемирно-гражданском праве» Кант определяет задачу истории как необходимость представления истории в виде единого восходящего процесса движения человечества к вершинам своего развития, приход к более совершенному существованию. Историцизм в понимании Канта предполагает поиск и установление закономерностей в случайном, на первый взгляд, наборе исторических фактов.
Установление этих закономерностей способно подчинить историю научному закону, подобно тому, как естествознание объясняет многое из мира природы. Так история сможет превратиться в подлинную науку. После того, как данный закон будет установлен, останется только написать на необъятном историческом материале всемирную единую историю всего человечества. С точки зрения Канта исторический закон должен быть выстроен на основе цели, к которой изначально и закономерно стремилось бы развитие людей. У Канта отсутствует случайность, вместо нее – целесообразность. В духе своего времени Кант видит цель не в самом человеке, а в природе: «отдельные люди и народы… преследуют свои собственные цели, … они незаметно для самих себя идут к неведомой им цели природы как за путеводной нитью».
Философией истории обширно занимался Гегель. Именно он ввел термин «всемирная философия истории». Он разделили всю историю на несколько видов. В первоначальной истории, к которой он относил Геродота и Фукидида, историки излагают те события, которые видели сами, поэтому пространственно они весьма ограничены, уровень рефлексии невысок. В рефлективной истории уровень рефлексии достаточно высок, Гегель выделял в ней всеобщую историю (анализ истории с точки зрения духа), прагматическую историю (описание прошлого с позиции настоящего), критическую историю (анализ истории исторических трудов – историография, устанавливается их истинность и достоверность), философскую историю (философский подход к истории).
Гегель усматривал в истории существование разумного начала: «Разум есть бесконечное содержание, вся суть и истина». Он также считал, что история ищет общие законы в историческом процессе, только конечной целью развития Гегель видел достижение и осознание свободы.
Историцизм в XIX веке
В XIX веке складывается методологический историзм, в котором наибольшую роль играли такие философы, как Б. Нибур, Л. Ранке, Г. Дройзен, Т. Моммзен и др. В это время историцизм ориентирован не на «идеологию», т.е. общее познание философии истории, а на саму историческую науку как таковую. Стоит отметить, что в это время выработкой историко-философских взглядов начали заниматься сами историки, а не философы.
Основу немецкого историцизма заложил Л. Ранке. Ранке призывал, прежде всего, к изучению исторических источников – документов эпохи, причем их прочтение должно быть максимально точным, что гарантирует максимальный объективизм исторического знания. Он стоял на позиции дистанцирования от морализаторства и политики, не стоит прибегать и к глобальным обобщениям, по его мнению, они хороши только для божественного предопределения. Ранке можно назвать историком-практиком, задачей которого было «воссоздавать» исторические картины и персонажи. Основную ставку он делала на самостоятельность и научный педантизм историка.
Г. Дойзен, в свою очередь, подходил к рассмотрению процесса истории с точки зрения нравственной организации миропорядка. История человечества представляет для него историю воспитания человека, в которой каждая стадия и каждый этап имеют свое значение. Изучение же истории прошлого необходимо для извлечение нравственных уроков и более сознательного проживания настоящего, создания новой истории. Кроме того, при изучении истории философу предоставляется уникальная возможность рассмотреть человека как целостность, для чего необходимо отвлечься от частных событий и выделять целостные исторические акты.
Основные положения немецкого историцизма:
- Абстрактные обобщения заменяются пониманием индивидуального характера исторических событий.
- История понимается не как реализация мирового духовного начала, а как творение людей, обусловленное их действиями и отношениями.
- Вслед за позитивистами выдвигается требование начинать исследование с анализа исторических фактов.
- Задачу философии видели в критическом анализе исторической деятельности людей.
- Подчеркивается различие между природой и историей и делается акцент на специфике исторического.
- Кардинальная проблема историцизма состоит в установлении специфики исторических наук.
- Объектом исторического познания является индивидуальный характер феноменов человеческой культуры, например, мифов, легенд, обычаев.
- Историческое познание ориентируется не на каузальное объяснение, а на технику понимания.
- Тайна человеческих поступков заключена в их целесообразности.
- В центр анализа ставится не философствующий субъект, а конкретные люди.