Философия – это оригинальная форма познания мира, она вырабатывает систему знаний о максимально общих характеристиках, которые обобщают понятия и фундаментальные принципы реальности, познания, бытия, а также отношений человека и мира.
Типы субъективных ориентаций
Субъективные ориентации в философии выражаются в типах философствования и характеризуются тремя этапами развития философской мысли:
- классический тип;
- неклассический тип;
- постклассический тип.
Базовым в данном ряду является понятие классической философии. С ним связываются представления о фундаментальных образцах философствования, персоналиях, текстах и образцах, которые предлагаются людям со стороны философского знания в качестве жизненных ориентиров и образцов деятельности.
С точки зрения истории каждая эпоха представляет собой философские образцы, которые сохраняют культурную значимость до настоящего времени. В данном контексте всегда говорят об античной классике, а также, например, классике Средневековья. Более узкое представление ограничивает философскую классику периодом XVII–XIX веков и основным пространством европейского региона, поскольку именно в рамках данного хронотопа идея классики получила дальнейшее развитие и тщательное обоснование.
Это сужение поля классики философии делает четким процесс сопоставления классического и неклассического, а также постклассического философствования. В связи с этим завершение классического этапа фиксируется примерно в середине XIX века, а неклассический этап ознаменован работами от К. Маркса до Э. Гуссерля, он развертывается до середины XX века, постклассический этап оформляется до второй половины XX века и считается очень перспективным. На данном этапе «узкий» смысл классической субъективной философской ориентации фактически утрачивается, так как в приоритет выходит внедрение классики в инновационные культурные, методологические, практические контексты.
Классическая субъективная ориентация в философии предполагает наличие системы образцов и клише, которые определяют соизмерение и понимание основных аспектов и сфер бытия личности.
Также в рамках классической субъективной ориентации внутри философии подразумевается наличие и распространение, а также закрепление и реализация образцов практической деятельности людей.
Например, обобщенное представление о сущности человека включается в конкретные описания индивидов, трактовку их действий, оценку ситуаций. Такой образец содержит в себе предзаданную форму, которая проходит соприкосновение с «человеческим материалом», выделяя внутри него определенные качества, анализируя и сопоставляя их. При этом некоторые качества людей попросту не учитываются.
Классические субъективные ориентации в философии
Классические субъективные ориентации в философии всегда связаны с наукой.
Наука – это деятельность, направленная на выработку и систематизацию объективных знаний о действительности. Эта деятельность осуществляется путем сбора фактов, их регулярного обновления, систематизации и критического анализа.
Наука первоначально развивалась в составе в философии, а затем последовательно внедрялась в другие науки. Она, по сути, обеспечила операции обобщения, редукции, сопоставления, а также измерения.
Наука существенно изменила философию XIX века. Особенная степень социальной значимости была закреплена за фундаментальными схемами деятельности и мышления. Устойчивость таким схемам, порожденным из классического типа философствования придавал оригинальный образ человека.
Философ при выстраивании типа философствования соответствует собственному времени. Повышение роли самосознания античного человека подрывает веру в авторитет традиции классического восприятия мира.
Первичными условиями любого философствования можно назвать внутреннюю свободу или освобождение от страха перед авторитетом, мнением большинства, а также независимость философа. При этом истинная независимость не является переходом к произвольному, превращением человека в Бога, выходом за рамки человеческого существования. Быть независимым в мире означает относиться к нему специальным образом: быть в мире и отсутствовать в нем, существовать в мире и вне его пределов.
В любом типе субъективных ориентаций в современной и фундаментальной философии акцент делает на сомнении. При выстраивании философствования, человек прибегает к сомнению и радикально воплощает полученные идеи в жизнь. Для философа сомнение становится основой, внутри которой динамике подвергается настроенность на сущность человеческой жизни. Настрой сомнения становится путем к положительному согласию с достоверностью. При этом достоверность становится мерозадающей формой истины.
Другими словами, субъективные ориентации в философии всегда выражаются в наличии внутренней свободы и ориентации философа.
Неклассические субъективные ориентации
Что касается неклассической субъективной ориентации в философии, она отличается следующими тенденциями:
- сопрягается с реакцией на неклассические образцы;
- базируется на кризисе классики;
- является реакцией на несоразмерность абстрактного субъекта классики конкретным индивидам.
Ситуация, которая относится к неклассической обнаруживается на границе науки и философии, когда классическая теория познания сталкивается с такими объектами, которые не укладываются в стандартные способы трактовки действительности.
Таким образом, субъективные ориентации в философии выражают не только суть воззрений конкретного философа, но и культурный пласт восприятия окружающего мира, тот тип оценивания действительности, который длительное время господствовал внутри бытия людей современности и прошлого.