Иоганн Готфрид Гердер – (1744–1803) немецкий философ, теолог, историк культуры, писатель, основатель исторического понимания искусства, ведущий мыслитель позднего Просвещения, родоначальник направления, изучающего естественное историческое развитие человеческой культуры.
Окончил Кенигсбергский университет, в котором прослушал лекции И. Канта. В период своего интеллектуального становления находился под влиянием Дж. Бруно, Бн. Спинозы, Г. В. Лейбница.
В период с 1764 по 1769 года был пастором в Риге, с 1776 году в Веймаре. Из ключевых моментов его деятельности важно отметить, что Гердер являлся теоретиком кружка «Буря и натиск», имел близкую дружбу с Иоганном Вольфгангом Гёте, был преподавателем национальной самобытности искусства, придерживался позиции исторического своеобразия и равноценности культурных эпох.
В процессе поездки в Париж в 1769 году встретился с Дени Дидро и Жаном Лероном Д’Аламбером. После возращения из поездки, жил в Гамбурге, был вхож в общество Готхольда Эфраима Лессинга, который оказал на него одно из ключевых влияний.
В 1779 году проживал в Страсбурге, познакомился с И. В. Гёте, вместе с которым написал трактат «О происхождении языка». Продолжая дружеские и творческие отношения, Гердер и Гёте возглавили веймарское сообщество ученых и писателей. Это был самый плодотворный период для Гердера, в котором он работал над естественными и историческими науками, написав свое самое известное произведение – «Идеи к философии истории человечества» 1784–1791 гг.
Ранний период творчества
С 1770-х годов Гердер занимался разработкой проблематики касающейся языкознания и эстетики. В его учении о «духе народа», который выражен в народной поэзии и искусстве, располагается у истоков фольклористики. Его труд о происхождении языка позволил сформировать первую модель, отображающую естественное становление языка в процессе истории.
Идеи к философии истории человечества
В своем грандиозном труде «Идеи к философии истории человечества» Гердер разработал свой проект универсальной истории человечества. В труде он суммирует результаты космологии, биологии, антропологии, этнографии, истории, географии, с помощью которых он изображает поэтапное развитие человеческого рода.
Процесс мирового развития занимает центральное место в изучении. Общий порядок природы понимался Гердером в качестве ступенчатого поступательного развития организмов, которые берут свое начало в неорганической материи, идя сквозь мир растений, животных и человека к сверхчувственной «мировой душе». Человек является свободной и разумной сущностью, которая представляет собой высший пик природы, сотворенной богом.
Фундаментальной и базовой силой общества Гердер полагал культуру и ее внутреннюю сущность – язык. Вопросу возникновения и формирования языка Гердер посвящал значительное внимание. В отличие от критических воззрений на цивилизацию Руссо, Гердер в своем труде отразил исторический оптимизм, в котором отражал подъем принципа личности, гармонии.
Позднее творчество
В «Письмах для поощрения гуманности» 1793−1797 гг. Гердер разработал самобытную культурную антропологию и политическую философию, а так же утвердил свой взгляд на учение о «вечном мире», к которому приведет гуманистическое воспитание человечества.
Мировоззренческие позиции Гердера дали импульс к развитию многих течений немецкой мысли:
- Романтическая эстетика и натурфилософия
- Гумбольдтианское языкознание
- Диалектическая историософия
- Антропология Фейербаха
- Герменевтика Дильтея
- Философия жизни и т.д.