Биография мыслителя
Фихте родился в 1762 году в Раменау в семье бедного ремесленника. Уже будучи ребенком он отличался феноменальной памятью. Судьбу Фихте определил случай. Однажды барон Мильтиц опоздал на церковную службу и Фихте пересказал ее ему слово в слово. Пораженный способностями мальчика, барон взял над ним патронаж и озаботился его образованием.
Сначал Фихте учится в школе Пфорте, затем поступает на богословский факультет Йенского университета. Семья предполагает для Фихте карьеру священника, но барон умирает, и будущему философу не удается получить желаемое место. Несколько лет он выживает, зарабатывая частными уроками, затем устраивается домашним учителем и начинает изучать философию.
Интерес Фихте сначала привлекают работы Спинозы, а позже он открывает для себя критическую философию Канта, которая оказывает на него огромное воздействие. Фихте пишет свой первый труд – «Опыт критики всякого откровения», который привозит Канту в Кенигсберг. Кант одобряет работу и анонимно публикует ее. Публика воодушевленно принимает труд, ошибочно принимая его за ожидаемую работу самого Канта по религии. Когда недоразумение разрешается, Фихте в одночасье становится знаменит.
По рекомендации Гете Фихте получает кафедру в Йенском университете, где с большим успехом преподает. Однако его административная деятельность протекает в разрез с пожеланиями руководства университета, и при первой возможности они избавляются от Фихте, используя в качестве повода его предисловие к статье атеистического содержания. Вместе с тем, тот же Гете пишет о том, что Фихте задевает такие темы, которые лучше и не поднимать.
Философ находит себе прибежище в Берлине, где читает публичные лекции, пользующиеся большим успехом. Затем преподает в Эрлангене, но из-за наступления наполеоновской Франции вынужден уехать на восток, снова в Кенигсберг. Там Фихте составляет обращение «К германской нации» пронизанное патриотическими темами, из-за которого в последствии его часто причисляют к основателям немецкого национализма.
Позднее Фихте возвращается в Берлин и снова преподает на кафедре в новом Берлинском университете. В это же время он вступает в масонскую ложу, но вскоре разочаруется в ней, так как интересы масонов оказываются далеки от философии. В 1814 году Фихте умирает от тифа, заразившись от собственной жены, которая работала медсестрой в военном госпитале.
Наукоучение Фихте
В своей философии Фихте развивает и продолжает большинство идей Канта. При этом, избегая иностранных терминов, он называет свое учение «наукоучением». Центральной темой его изысканий становится противостояние материалистической точке зрения.
С позиции Фихте, догматизм, который приравнивался им к материализму, не состоятелен, ибо не материя не может ощущать, обладать сознанием и мышлением, а, следовательно, не может породить дух. В противовес ему Фихте создает учение свободы, которое основывается на трех положениях:
- Я есть Я;
- Я полагает не Я;
- Я противополагает в Я делимое Я делимому не-Я.
Первое положение является самоочевидным. Для того, чтобы осознать себя, субъект должен обладать неким Я, которое и произведет данный акт самосознания. Таким образом, Я представляет собой единство как источника деятельности, активности, так и его результата. Сам акт самосознания протекает спонтанно, что обуславливает свободу духа и человека.
Второе положение логично вытекает из первого. Поскольку Я способно осознать само себя, оно также осознает и наличие неких «посторонних» вещей, не-Я, которое представлено окружающей реальностью или материальным миром. Данное положение указывает на фиксацию сознанию в его направленности на окружающий предметный мир.
Однако объединение данных двух принципов порождает парадокс, зафиксированный в третьем положении. Согласно ему Я оказывается ограничено не-Я, которое его окружает, что в сущности в философии Фихте невозможно, поскольку реальностью обладает лишь Я, в то время как не-Я возникает по мере его осознания самим Я.
Для его разрешения Фихте углубляет созданную им структуру Я, через выделения в ней сознательной и бессознательной стороны. Совмещение данных форм активности Я, позволяет Фихте разработать систему включающую в себя четыре Я:
- сознательное или практическое Я;
- бессознательное не-Я;
- интеллектуальное Я;
- абсолютное Я.
Итак, практическое Я соответствует обыденному сознанию среднего индивида. Практическое Я ограничено в том смысле, в котором его самосознание, рефлексия возможны лишь при взаимодействии с не-Я, внешним объектом. При этом Я и не-Я несмотря на их отделенность друг от друга оказываются тесно взаимосвязана. Не-Я не может существовать без Я, которое является единственной реальностью и центром активности, однако и само Я не может начать осознавать окружающее и само себя без некоего толчка от не-Я.
Данное противоречие разрешается за счет признания существования более глубокого уровня интеллектуального Я. Оно не осознается практическим Я, поскольку последнее входит в него в качестве сознательного компонента. В тоже время, окружающее не-Я, также оказывается элементом Я, но продуктом бессознательной деятельности, фантазии и именно поэтому осознается практическим Я как нечто внешнее и чуждое.
Наконец, практическое Я постоянно стремится к своему расширению за счет поглощения не-Я, которое является одновременно и его ограничением и условием существования. Если бы в какой-то момент практическое Я поглотило бы все не-Я, что в действительности невозможно, то такое Я смогло бы осознать себя в полной мере, и не нуждалось бы более в не-Я для своего существования. Подобное Я Фихте приравнивает богу.
Этика и социальная философия Фихте
Большое внимание Фихте уделяет практической философии, в особенности этике, в которой он развивает Кантовские принципы, а также идеям о политическом и социальном устройстве общества.
Чтобы преодолеть противопоставление чувственности и рациональной воли, согласно которому, в философии Канта истинно моральное поведение исключает всякое получение удовлетворения, Фихте вводит понятие морального закона, который представляет собой синтез стремления человека и его волевых проявлений.
Политические взгляды Фихте значительно менялись во времени, от либерально-демократических (государство поддерживает, но не вмешивается) в сторону социалистических (государство обеспечивает равность прав и имущества) и, наконец, достаточно жестких представлений о социальном устройстве – классово-цеховой системе при тотальном контроле государственного аппарата.