Биография Иоанна Дамаскина
Иоанн Дамаскин, названный при рождении Мансур ибн Серджун ат-Таглби – богослов, гимнограф и философ, христианский святой, почитаемый в лике преподобных, считается одним из Отцов Церкви.
Именно его считают первым схоластом из Византии, первым систематизатором христианской философии, который активно применял философский аппарат Аристотеля, чтобы изложить православное богословие, он же написал в данный период развернутую апологию религиозных изображений, в которой содержится подробная теория образа.
Память Иоанна Дамаскина совершается 4 декабря по юлианскому календарю в Православной церкви, 27 марта совершалась в Католической церкви с 1890 по 1969 годы, с 1970 совершается по григорианскому календарю 4 декабря.
Средневековый метод рассчитывать дату Пасхи называется «рука Иоанна Дамаскина», или «дамаскинова рука».
Его дед и его отец, Серджун ибн Мансур, были служителями в Дамаске в звании «великий логофет», то есть откупщик, при ромейском, то есть византийском владычестве, и позже при персидской оккупации. Его дед принимал участие в передачи власти арабам, а отец служил у халифа Абд ал-Малика ибн Марвана. Позже Иоанн сменил его.
Считается, что Иоанн обучался музыке и точным наукам вместе с братом Косьмой, известным позже под именем епископа Маюмского, у некоего пленного инока из Калабрии, которого также звали Косьмой. В 710-х годах он был пострижен в монастыре святого Саввы близ Иерусалима, и вероятно, тогда же был рукоположен в священники.
Во времена иконоборчества Иоанн выступал защитником почитателей икон, был автором «Трех защитительных слов, поддерживающих иконопочитание», в которых иконоборчество понималось в качестве христологической ереси, а также он впервые различил «поклонение», оказываемое только Богу, а также «почитание», которое оказывают многим вещам, включая и иконы. Иконоборчесикй собор 754 года четырежды подвергал Иоанна анафеме, но VII Вселенский собор подтвердил верность его учения.
Скончался Иоанн Дамаскин в 753 году, погребен он в лавре Саввы Освященного недалеко от раки с мощами преподобного Саввы. Во время правления императора Андроника II Палеолога (1282-1328 гг.) его мощи перенесли в Константинополь. На сегодняшний день известно о том, что мощи святого Иоанна находятся в лавре Саввы Освященного, в монастыре Георгия Аламана, на Кипре, в монастыре Иоанна Богослова на Патмосе в Греции и в церкви Сан-Джорджо деи Гречи в Венеции.
Иоанном Иерусалимским уже в конце VIII века было составлено его первое жизнеописание. В XI веке, когда Антиохию завоевали сельджуки, монах из монастыря святого Симеона в окрестностях Антиохии, Михаил, хорошо знающий греческий и арабский языки, написал на арабском житие Иоанна Дамаскина, основываясь на «полезных историях», о чем сам и указал во введении.
С именем Иоанна часто связывают возникновение одного образа Богородицы. Согласно легенде, когда в Византии сформировалась ересь иконоборчества, которую поддерживал император Лев III Исавр, Иоанн написал три трактата в защиту иконопочитания и направил их императору. Лев Исавр впал в гнев, но не смог ничего сделать, так как Иоанн – подданный халифа. Чтобы оказать Иоанну сопротивление в написании его трудов, защищающих иконы, император оклеветал Иоанна. От имени Иоанна он составил подложное письмо, в котором дамасский министр предлагал императору помочь завоевать сирийскую столицу. Это письмо вместе с ответом императора направили халифу. Иоанна отстранили от должности и наказали отсечением кисти правой руки, которую подвесили на городской площади. Через некоторый промежуток времени Иоанн получил свою отсеченную руку обратно, затворился у себя и стал молиться перед иконой Богородицы, приложив кисть к руке. Спустя некоторое время он заснул, а когда проснулся, рука чудесным образом была сращена. В благодарность за чудесное исцеление Иоанн приложил сделанную из серебра руку к иконе, поэтому она теперь во многих списках икон получила наименование «Троеручица». Также как благодарность за исцеление он написал песнопение «О тебе радуется…».
Сочинения Иоанна Дамаскина
Иоанна Дамаскина знают как крупнейшего систематизатора христианского вероучения. Именно он автор фундаментального труда «Источник знания», состоящего из философской «Диалектики», обличительной «О ересях» и догматического «Точного изложения православной веры».
Палемическими сочинениями Иоанна считают «Три слова в защиту иконопочитания» - против иконоборцев, слово против несториан, монофизитов, которыми являлись акефалы и яковиты, монофелитов, манихеев и возможно, «Беседу сарацина с христианином» - против ислама.
Помимо того, Иоанн Дамаскин написал несколько проповедей о Богородице.
Экзегетикой Иоанн Дамаскин занимался немного, он составлял несамостоятельные толкования на послания апостола Павла, которые, возможно, были использованы епископом Икуменией и блаженным Феофилактом Болгарским.
Также Иоанну предписывают авторство жития Варлаама и Иосфана, но, как утверждает протоиерей Георгий Флоровский, оно было составлено еще в середине VII века в обители преподобного Саввы другим Иоанном.
Иоанн Дамаскин написал ряд канонов, особых песнопений палестинского типа, с IX века вошедших в употребление восточной Церковью. Он написал Канон Пасхе, Рождеству и некоторым другим христианским праздникам. Помимо этого, принято считать, что Иоанном был составлен воскресный «Октоих». Именем Иоанна Дамаскина подписан ряд молитв, вошедших в состав последования вечерних молитв и ко Святому Причащению.
В искусстве имя Иоанна Дамаскина отражено в кантате для хора и оркестра «Иоанн Дамаскин», которую написал русский композитор Сергей Иванович Танеев на слова Алексея Константиновича Толстого в 1884 году.